Дизартрия у детей: причины, прогноз и лечение в 5 лет

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей: причины, прогноз и лечение в 5 лет

Этот диагноз пугает большинство родителей. Однако в наше время и с таким недугом можно справиться при условии своевременного выявления и адекватной терапии. Итак, узнаем о том, что это — дизартрия, каковы ее признаки, почему она возникает, как и всегда ли можно вылечить это заболевание?

Что такое дизартрия: симптомы и причины

Так называются нарушения в произношении слов, которые происходят по причине недостаточной иннервации речевого аппарата. Речь идет о связи клеток с нервными окончаниями. У ребенка при этом наблюдается ограничения подвижности языка, губ, мягкого нёба. Это затрудняет артикуляцию, то есть произношение.

Почему же возникает недостаточная иннервация? Причин этого может быть несколько:

  1. Органическое поражение центральной нервной системы. При этом мускулатура лица в той или иной степени ограничена в движении. Так происходит при детском церебральном параличе, то есть нередко встречается дизартрия у детей с ДЦП.
  2. Поражения головного мозга либо его отдельных участков. Чаще всего специалисты констатируют именно эту причину недуга. А она уже может быть обусловлена недоношенностью ребенка, внутриутробной инфекцией, резус-конфликтом мамы и малыша, родовыми травмами, асфиксией, сильным токсикозом. 
  3. Менингит и энцефалит, которыми переболело дитя. 

Поскольку заболевание связано с нарушениями в работе ЦНС, для постановки диагноза необходимо тщательное обследование юного пациента в условиях стационара. На сегодня разработаны эффективные методы ранней диагностики заболевания. В обследовании ребенка принимают участие психотерапевты, логопеды, психологи, дефектологи, терапевты, педиатры.

Что же должно вызвать у родителей подозрение? Есть некоторые признаки дизартрии у ребенка, позволяющие папе и маме заподозрить заболевание на ранней стадии. Кроме нарушений в произношении звуков наблюдаются:

  1. Разный речевой темп и ритм, сбои в речевом дыхании.  
  2. Слабость артикуляционных мышц. Это проявляется слишком плотным сжатием губ или самопроизвольным вываливанием языка наружу, повышенным слюноотделением. 
  3. Кажущийся гайморит. Малыш постоянно говорит «в нос», но его гайморовы пазухи чисты, насморка нет. 
  4. Искажение и пропуск звуков в словах, часто «съедаются» сразу несколько согласных. 
  5. Утихание речи в конце фраз, а в середине порой кажется, что ребенок поперхнулся.  
  6. Высокий и писклявый голос, который звучит неестественно. 
  7. Отсутствие мелодичности речи. Девочка или мальчик говорят монотонно и медленно либо у них быстрый и невнятный поток слов, которыми они как бы захлебываются. 

Если родители внимательные, то уже в раннем дошкольном возрасте (до трех лет) заметят вышеуказанные признаки недуга. Не стоит надеться на то, что с возрастом все пройдет, что малыш выговорится.

Нужно поспешить к специалистам, чтобы по возможности успеть исправить ситуацию к школьному возрасту.

Некоторые формы дизартрии успешно лечатся, для других же существуют коррекционные программы и специализированные формы обучения.

Виды дизартрии

Виды этой патологии, которых существует несколько, зависят от того, какая именно часть артикуляционного аппарата поражена, и какие нарушения вызывает этот недуг. По этому принципу выделяют такие разновидности дизартрии:

  1. Мозжечковая.  Само название говорит, что речевая патология возникает в результате поражения мозжечка. Проявляется она гнусавостью произношения и замедленной речью; неправильной постановкой ударений и снижением силы голоса в конце предложений.
  2. Подкорковая. Причиной ее возникновения являются патологические процессы в ядерных центрах мозга. Подкорковый вид дизартрии проявляется неравномерностью тембра голоса и ослаблением силы произношения слов, неправильным звукопроизношением и выкриками гортанных звуков.
  3. Бульбарная. Развивается из-за отсутствия у ребенка бульбарных рефлексов. При этом у малыша голос хриплый и тихий, гласные звуки произносятся однообразно.
  4. Псевдобульбарный вид дизартрии возникает при спастическом параличе либо гипертонусе лицевых мышц. Он проявляется нарушением произношения сонорных звуков, частым поперхиванием при разговоре.  
  5. Корковая. Чаще возникает при поражениях лобной доли мозга в результате травм. Корковому виду патологии характерно отсутствие плавности речи, пропуск звуков, снижение громкости.

Различные формы речевого нарушения требуют индивидуального подхода в каждом случае и комплексного лечения. Его прогноз может составить только специалист после точной постановки диагноза и наблюдений за ходом терапии на начальном этапе. Например, бульбарная или псевдобульбарная дизартрия даже при интенсивной и адекватной терапии может остаться на всю жизнь. 

Как лечить дизартрию у детей

Чаще всего это нарушение речи исправляется логопедом, если выявлено вовремя, и его степень легкая. Логопедическая коррекция — это специальные занятия с составлением речевой карты, планом занятий. Логопед выполняет упражнения на развитие артикуляционной моторики, физиологического дыхания, формирует выразительность речи. Вместе с родителями он работает над развитием речевой коммуникации.

Для устранения легкой формы дизартрии с детьми проводятся индивидуальные либо групповые занятия. Сложные формы недуга необходимо лечить комплексно, с назначением медикаментов, в сотрудничестве логопеда и родителей. Для детей с дефектами речи существуют специализированные школы.  

Медикаментозное лечение

Чаще всего для терапии дизартрии назначаются ноотропные препараты. Медикаменты этой категории влияют на высшие функции мозга: улучшают умственную деятельность, память, облегчают обучение, стимулируют интеллектуальную деятельность дошкольника. Среди таких препаратов Пантогам, Энцефабол, Глицисед, Семакс, Фенибут, Церебролизин, Церепро.

Лечение в домашних условиях

Родители должны выполнять все рекомендации психолога, невролога и логопеда, заниматься с ребенком и дома. Как правило, коррекционные педагоги рекомендуют в домашних условиях выполнять определенный комплекс упражнений:

  1. Надувание губ и щек с удерживанием воздуха. 
  2. Поочередное надувание щек, перекатывание воображаемого мячика.
  3. Движения нижней челюстью в стороны, выдвигание ее вперед.
  4. Втягивание щек, имитация сосательных движений ними.
  5. Прикусывание зубами марлевой повязки.
  6. Облизывание губ языком в разные стороны. 

Также регулярно необходимо проговаривать с ребенком специальные потешки и скороговорки для развития звукопроизношения.  

Массаж

Его цель — улучшение состояния речевого аппарата ребенка. Логопедический массаж устраняет повышенный и пониженный тонус мышц, улучшает технику произношения слов, активизирует возможности артикуляции.

Такая манипуляция должна выполняться дефектологом или логопедом, при этом у ребенка не должно быть противопоказаний к ее проведению. А это стоматит, инфекционные вирусные недуги, герпес, рвотный рефлекс.

Инструментами логопеда для выполнения массажа служат зонды в виде шариков, усиков, грибков, улиток. Зондовый массаж выполняется в положении ребенка сидя и лежа.

Последствия и прогноз

Положительные результаты в терапии нарушения речи возможны при своевременно начатой и регулярной логопедической работе.

Огромное значение имеет сотрудничество родителей и специалистов, их взаимные усилия, направленные на улучшение работы артикуляционного аппарата ребенка.

Овладев навыками четкой и правильной речи, дети могут обучаться в общеобразовательной школе. При необходимости они могут получать логопедическую помощь в учебном заведении или детской поликлинике.

Если дизартрия выявлена поздно или имеет место ее тяжелая форма, то возможно только улучшение речевой функции. Для социализации таких детей огромное значение имеет преемственность логопедических учреждений — детского сада и школы, содружество невролога, логопеда, массажиста, психоневролога.

Когда речь идет о детях с перинатальным поражением головного мозга, то медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии должна начинаться с первых месяцев жизни. Родители малышей с таким диагнозом должны регулярно посещать детского невролога, педиатра, проходить все назначенные исследования.

Профилактика дизартрии в дошкольном возрасте — это предупреждение травм головного мозга, нейроинфекций, токсических воздействий.

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/dizartriya-u-detej.html

Дизартрия у детей лечение в 6 лет. Лечение детей

Дизартрия у детей: причины, прогноз и лечение в 5 лет
Actionteaser.ru – тизерная реклама var venus75397 = { blockId: “75397”, async: true }; (function (w, d, o, t) { o. send = function () (o. queue = o. queue ; var s = d. createElement(t); if (o. async) s. async = 1; s. src = “http://block. s1block. com/rotator/75397.js”; var i = d. getElementsByTagName(t)[0]; i. parentNode. insertBefore(s, i); o.

send(“pageview”); })(window, document, venus75397, “script”);

Дизартрия у детей – неврологическое заболевание, суть которого выражается в тяжелом нарушении речи, а именно: замене одних звуков другими, нарушении артикуляции, изменении интонации и темпа речи.

Кроме того, у таких детей зачастую наблюдаются и нарушения моторики – как мелкой, так и крупной, а также сложности с жевательными и глотательными движениями. Детям с любой степенью и формой этого заболевания чрезвычайно сложно овладеть письменной речью, они всячески искажают слова, допускают ошибки при использовании предлогов и построении синтаксических связей в предложениях.

Дизартрия у детей требует лечения и индивидуально педагогического подхода, поэтому школьники с таким диагнозом обучаются в специализированных школах отдельно от других детей.

Как лечить дизартрию?

Лечебная и коррекционная работа при дизартрии должна быть комплексной, в ней, безусловно, должны быть заинтересованы родители больного ребенка, поскольку дизартрия в основном подвергается лечению в домашних условиях. Кроме того, дизартрия у детей требует параллельного медикаментозного лечения, которое назначает невропатолог, и постоянной работы с логопедом.

Рассмотрим методы лечение дизартрии более подробно.

Массаж при дизартрии

Массаж лицевых мышц следует делать ежедневно. Основные движения при массаже:

  • Поглаживания и легкие пощипывания мышц нижней челюсти, губ, щек;
  • Сближение губ пальцами, как горизонтально, так и вертикально;
  • Массаж мягкого неба, но не более 2 минут в день подушечками среднего и указательного пальцев по направлению вперед-назад.

Активные упражнения при дизартрии

Хороший эффект дают и самостоятельные занятия при дизартрии, когда ребенок стоит перед зеркалом и пытается воспроизвести те движения губ и языка, которые он наблюдал при разговоре со взрослыми.

Другие приемы речевой гимнастики заключаются в следующем:

  • Открывание и закрывание рта;
  • Выдергивание изо рта ребенка прикушенной марлевой повязки;
  • Удержание рта в открытом и полуоткрытом положении;
  • Вытягивание губ «хоботком»;
  • Оскал зубов;
  • Ребенок захватывает губами леденец на палочке, а взрослый его достает. Чем меньше диаметр конфеты, тем сложнее ребенку выполнять упражнение;
  • Также леденцом можно попеременно смазывать уголки рта, а ребенок должен слизывать сладкий след.

Логопедическая работа при дизартрии

Задача логопеда заключается в постановке и автоматизации произношения звуков при дизартрии. Это производится постепенно, начиная с несложных для артикуляции звуков и постепенно переходя к более трудным. Ранее изученные звуки постоянно закрепляются.

Также необходимо развивать крупную и мелкую моторику рук, которая тесно связана с речевыми функциями. Для этого можно использовать пальчиковую гимнастику, перебирание и сортировку мелких предметов, собирание конструкторов и паззлов.

Стертая дизартрия – лечение

Стертая дизартрия – это так называемая легкая ее форма, симптомы которой не настолько явны, как при других формах, поэтому диагноз можно поставить только по достижению ребенком пятилетнего возраста после тщательного обследования.

При выявлении стертой дизартрии коррекционная работа ведется в двух направлениях:

  • Медицинское обследование и лечение;
  • Логопедические занятия.

Лечение стертой дизартрии включает в себя массаж, лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры и, конечно же, индивидуально подобранную медикаментозную терапию.

При том, что методы лечения дизартрии еще разработаны недостаточно и далеки от совершенства, на фоне его проведения ребенок начинает лучше воспринимать и усваивать устную и письменную речь и в итоге вполне способен перейти к обучению в общеобразовательной школе, параллельно находясь под наблюдением специалистов.

Отчего возникает дизартрия и как ее лечить?

«Наконец-то малыш начал говорить!» – радуются счастливые родители. Действительно, первый щебет годовалого ребенка вызывает умиление взрослых.

Однако иногда получается так, что любимое чадо растет, а речь его почему-то остается практически на младенческом уровне – с коверканием слов и неумением правильно произносить отдельные звуки.

В таких случаях врач-логопед обычно ставит диагноз «дизартрия».

Как проявляется дизартрия у детей?

Причиной возникновения этого заболевания является органическое поражение ЦНС (центральной нервной системы) малыша. Основные проявления дизартрии – это нечеткая артикуляция звуков, изменение темпа, интонации и ритма речи, а также нарушение голосообразования.

Нередко дизартрия у детей характеризуется не только затрудненной речью, но и целым рядом иных проблем. Врачи могут отмечать у ребенка нарушения мелкой и крупной моторики, сложности с глотанием и жеванием.

Проще говоря, такой малыш часто с трудом застегивает пуговицы на своих одежках (а то и вовсе не справляется с этим, казалось бы, таким простым, делом), не может прыгать на одной ножке, вырезать ножницами, собирать конструкторы из множества деталей и т. д.

А еще дети, страдающие дизартрией, плохо едят и отказываются от твердой пищи типа яблок или моркови.

Дизартрия: формы и причины возникновения

Причинами дизартрии называют вредоносные факторы, воздействующие на ребенка во время внутриутробного периода (вирусные инфекции, патология плаценты, токсикозы), в момент рождения (стремительные или затяжные роды с кровоизлиянием в мозг младенца), а также в раннем возрасте (перенесенный менингит, менингоэнцефалит и некоторые другие инфекционные заболевания).

Дизартрия может проявляться как в легкой, так и в тяжелой форме. Последняя чаще всего рассматривается на фоне детского церебрального паралича.

Дети с такой формой дизартрии должны получать комплексную врачебную и логопедическую помощь в специализированных детских садах и школах.

Зато ребенок с так называемой «стертой» формой дизартрии может быть отправлен в обычное общеобразовательное заведение.

Пара слов о лечении дизартрии

Лечение подобных речевых нарушений у детей обязательно должно производиться комплексно. Ребенку, страдающему дизартрией, необходима не только медикаментозная терапия – с ним регулярно должен заниматься опытный логопед. Часто таким детям назначают физиопроцедуры и занятия лечебной физкультурой.

В лечении дизартрии с успехом используется дыхательная гимнастика Стрельниковой, которая позволяет устанавливать плавность речи и регулировать дыхание. Впрочем, родителям не стоит забывать и о самостоятельных занятиях с ребенком по индивидуальной программе, утвержденной лечащим врачом.

Что такое дизартрия?

Дизартрия – это нарушение речи, причиной которого является органическое поражение определенных участков головного мозга.

В результате поражается иннервация (передача импульсов по нервам к мышцам) тех групп мышц, которые отвечают за артикуляцию, звукоизвлечение. В зависимости от того, какой участок мозга страдает – нарушения речи носят определенных характер.

Например, патологические изменения могут касаться темпа и громкости речи или произнесения определенных звуков, или общей внятности произносимого и так далее.

Формы дизартрии

Названия этих форм связаны с названиями тех отделов мозга или отдельных нервов, которые поражены. Различия между той или иной формой дизартрии могут быть выявлены только специалистами.

Вот несколько из описанных вариантов данного заболевания:

  • Бульбарная дизартрия – при поражении продолговатого мозга и нервов, обеспечивающих подвижность мышц, отвечающих за артикуляцию, глотание. Человеку не только трудно говорить – у больных атрофируются мышцы языка, они не могут проглотить даже жидкую пищу и так далее. Речь таких пациентов крайне смазанная, тихая, звучит «в нос», зачастую они совсем теряют способность говорить.
  • Паркинсоническая дизартрия – из названия ясно, что она сопровождает болезнь Паркинсона. Речь больных становится слабо интонированной, монотонной, человеку трудно контролировать громкость собственного голоса.
  • Холодовая дизартрия – эта форма встречается при миастении, миопатии. На морозе или в холодном помещении человеку становится трудно говорить, артикулировать свою речь.
  • Стертая дизартрия – характеризуется нарушением произнесения только шипящих и свистящих звуков.

Стертая форма дизартрии

Нередко это расстройство, как правило, в легкой форме, распознается у детей, которым поставлен диагноз «дислалия», то есть, нарушение речи, не связанное с органическими патологиями головного мозга. Но чтобы правильно назначить лечение, очень важно, как можно раньше, выявить, есть ли у затруднений артикуляции неврологические причины.

Как правило стертая дизартрия возникает у детей, вынашивание которых было осложнено, которые пережили асфиксию, получили низкий балл по Апгар при рождении. У них наблюдаются, также, нарушения мелкой моторики, «нелюбовь» к пережевыванию твердой пищи. Описано множество двигательных и поведенческих признаков, которые могут сопровождать данное расстройство.

Стертая дизартрия – распространенная патология, трудно поддающееся коррекции.

Стертая дизартрия у детей

Некоторые малыши, родившиеся с данным расстройством, наблюдаются по поводу неврологических отклонений на первом году жизни. Но нередко ни у родителей, ни у врачей здоровье этих детей не вызывает беспокойства.

В норме, артикуляционный аппарат у человека развивается к пяти годам – в этом возрасте дошкольник должен научиться правильно произносить все звуки родного языка, правильно строить предложения.

Именно в пять – шесть лет детей начинают обследовать перед школой логопеды и выявляют нарушения.

Необходимо, чтобы, кроме звукоизвлечения, были исследованы базовые навыки, проведен опрос родителей.

Как мы уже указали выше, такие дети имеют и другие особенности, указывающие на проблемы с работой нервной системы: нарушения мелкой моторики (неумение застегивать пуговицы, завязывать шнурки, нелюбовь к играм, типа, пазлов, конструкторов с мелкими детальками и так далее), утомляемость, нарушения пространственной ориентации (может проявляться в затруднениях создания аппликаций, сбору простых головоломок), более старшие дети с трудом овладевают письмом.

Лечение дизартрии

Коррекция этого дефекта должна быть комплексной и требует упорных усилий со стороны специалистов, родителей, мотивирования самого ребенка. Важно уделять внимание всем аспектам терапии: педагогической работе, медицинской составляющей, общему развитию и укреплению здоровья малыша.

Лекарства в терапии этого заболевания, как правило, применяются для лечения основного заболевания, например, миастении при холодовой дизартрии. Могут быть назначены такие препараты, как, например, Финлепсин. ноотропы. При стертой форме – необходимы массажи, в том числе, логопедический, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика, физиотерапия. Иногда применяют гирудотерапию.

Проводятся занятия с применением приборов – звукоусилителей, магнитофонов. Принцип такой терапии основан на том, что пациент может сам услышать и оценить качество собственной речи. Педагог может наглядно продемонстрировать разницу мелодики, интонации, звукоизвлечения и так далее.

Помните: дизартрия (особенно ее стертая форма) – не приговор. Усилия, которые потребуются для ее преодоления не пройдут даром – и ваш ребенок «догонит» своих сверстников, его речь, письмо и навыки мелкой моторики полностью восстановятся.

Пожалуйста войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии

Actionteaser.ru – тизерная реклама ; (function (w, d, o, t) { o. send = function () (o. queue = o. queue ; var s = d. createElement(t); if (o. async)…”,”word_count”:1505,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://kakaha.info/vitryanka/430.html

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием: лечение в 5-6 лет

Дизартрия у детей: причины, прогноз и лечение в 5 лет

Сначала разберемся: дизартрия – что это такое? Это нарушение, при котором наблюдается целый ряд расстройств:

  • артикуляции;
  • фонематического восприятия;
  • темпо-ритма;
  • эмоциональной окраски речи;
  • речевого дыхания.

В результате расстройств страдает ясность и выразительность говорения.

Причины развития дизартрии кроются в генетических и внутриутробных нарушениях:

  • гипоксия;
  • токсикоз у матери во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • соматические заболевания у беременной;
  • патологические роды;
  • асфиксия;
  • желтуха новорожденных;
  • недоношенность;
  • ДЦП.

Среди причин дизартрии могут быть и заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве:

  • гидроцефалит;
  • черепно-мозговая травма;
  • интоксикация;
  • нейроинфекции (менингит, энцефалит);
  • гнойный отит.

Многие родители, обнаружив у ребенка речевые нарушения, винят себя за халатность. Если ни одно из перечисленных заболеваний не было перенесено малышом в раннем детстве, но винить родителям себя не в чем.

Нарушение произошло внутриутробно, и даже опытный врач не всегда может его выявить, ведь все анализы в порядке.

В зависимости от выраженности симптомов выделяют несколько степеней развития болезни:

  • 1 степень (стертая дизартрия у детей). В быту дефекты говорения могут быть не заметны и выявляются только после обследования специалистом. Многие родители даже не обращают внимания на незначительные недостатки в речи крохи, надеясь, что малыш перерастет. Иногда действительно так бывает, но если нарушение прогрессирует, следует показать малыша невропатологу и логопеду.
  • 2 степень. Нарушения в речи ярко выражены, заметны окружающим, однако речь ребенка можно понять.
  • 3 степень. Речь понятна только близким людям, окружающие понимают ребенка с трудом.
  • 4 степень. Говорение непонятно даже близким.

На двух формах заболевания стоит остановиться отдельно. Особое внимание стоит уделить стертой форме дизартрии, так как нарушение встречается часто, но обращают на него внимание очень редко.

Термин впервые был введен О. Токаревой. Она утверждает, что отдельно кроха может четко и внятно произносить звуки, но в процессе говорения они стираются, становятся нечеткими. Недостатки проявляются в речевом потоке.

Причиной стертой дизартрии становится микроочаговое поражение головного мозга. В связи с этим диагноз ставится только ближе к 5 годам.

Наряду с расстройствами речи проявляются нарушения в мелкой моторике, движения у ребенка неловкие, он быстро устает, мимика скудная. Такие навыки, как завязывание шнурков, застегивание пуговиц, даются малышу с трудом.

Эта форма развивается после менингита или энцефалита в результате повреждения проводящих нейронов. У таких малышей нарушается речевая моторика, сосательный рефлекс, глотание.

Движения языка и губ у малыша медленные, речь тихая, невнятная, наблюдается нарушение в произношении шипящих и сонорных (ц, ш, щ, р), трудно даются мягкие звуки, зато лексика и грамматический строй не нарушаются. Основные дефекты связаны именно с фонетикой.

Заболевание часто путают с дислалией, поэтому диагноз должен стать доктор. Родители лишь могут первыми обратить внимание на аномалию и вовремя обследовать ребенка.

Речевая дизартрия у детей проявляется в следующих состояниях:

  • дистония и гипотонус мышц артикуляции (губы и зубы разомкнуты, органы речи расслаблены);
  • слюнотечение;
  • назализация (носовой оттенок речи);
  • звуки искажены;
  • речь невнятная, однотонная, непонятная;
  • недостаточная сила голоса;
  • замедленный темпо-ритм, отсутствие ых модуляций.

Обследование детей с дизартрией невозможно без МРТ головного мозга. Если ранее были нарушения, они будут заметны и выявлены с помощью обследования. Необходимо посещение невропатолога, который осмотрит ребенка и проанализирует результаты МРТ. Также могут быть назначены:

  • нейросонография;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • магнитная стимуляция и другие.

Учитывая особенности ребенка с дизартрией, родители могут сами предположить, насколько актуален поход к доктору. Не обойтись  и без логопедического обследования.

Лечение проводится комплексно: задействуются медикаментозные препараты, логопедический массаж и занятия с логопедом, физиопроцедуры при необходимости.

Полный комплекс лечебных процедур включает:

  • массаж;
  • ЛФК;
  • лечебные ванны;
  • физиотерапию;
  • иглоукалывание;
  • пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
  • логопедический массаж;
  • дыхательную гимнастику;
  • ортофонические упражнения;
  • работу с логопедом над выразительностью и точностью речи.

При стертой форме при регулярных занятиях наблюдается полное выздоровление. Если у крохи тяжелая форма выраженности заболевания, то лечение направлено на коррекцию ярко выраженных симптомов. О полном излечении говорить трудно.

Чтобы малыш научился говорить, родители должны приложить много усилий и вовремя заметить нарушение. Чем раньше будет пройден комплекс  мер по устранению, тем эффективнее будет результат.

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям в социальных сетях. До скорых встреч, друзья!

Поскольку заболевание, как правило, бывает врожденным, симптомы дизартрии у детей проявляются очень рано. Каждый внимательный родитель может их распознать. Насторожить его должны такие признаки, приводимые в стандартной таблице симптомов:

  • крик младенца слаб;
  • глотать и сосать крохе тяжело;
  • у ребенка невыразительная мимика;
  • грудничок часто срыгивает, поперхивается.

Неречевая симптоматика имеет место и позже. Ребенок не спешить начинать ползать и ходить; он неуклюж и неловок; никак не может научиться завязывать шнурки и выполнять простейшие движения руками.

Все это говорит о нарушениях его моторики (кстати, болезнь иногда называют моторной дизартрией).

Таким детям гораздо труднее, чем сверстникам, дается письмо, рисование, лепка, работа с конструктором и тому подобные вещи.

Что касается речевой характеристики отклонения, то она заключается в следующем:

  • малыш позже своих сверстников начинает «гулить» и лепетать;
  • его голос звучит «в нос»;
  • научившись говорить, ребенок произносить неправильно большинство слов;
  • при дизартричной речи даже гласные произносятся неверно (вместо «и» — «е», вместо «а» — «э»);
  • малышу явно тяжело говорить – его голос к концу фразы становится слабым и тихим;
  • нарушения артикуляции проявляются медленной и невнятной речью.

Выраженность симптомов зависит от вида патологии и его степени. Если случай не очень тяжелый, то аномалия становится заметной только у ребенка 5 лет и даже чуть старше. В более серьезных ситуациях болезнь проявляет себя в полной мере уже в год-два.

Важно! Чем раньше родители заметят отклонение и обратятся к специалисту, который проведет коррекцию дизартрии, тем больше шансов на полное выздоровление.

Конечно же, всех мам и пап интересуют причины речевой аномалии. Они бывают врожденными и приобретенными. К первой группе причин дизартрии относятся.

  • токсикозы во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • резус-конфликт нередко провоцирует развитие дизартрии у ребенка;
  • патологии соматического характера, которыми страдает мать;
  • сложные роды с травмами или асфиксией;
  • рождение раньше срока.

Замечание! Только в 20% случаев диагностируется дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием. Подавляющее большинство страдающих этим заболеванием – ребята с ДЦП.

Среди приобретенных факторов выделяют:

  • травмы головы;
  • менингит и ему подобные заболевания инфекционного характера;
  • «водянка» головного мозга (гидроцефалия) может привести к дизартрии у детей;
  • отит гнойного типа;
  • серьезные интоксикации организма.

Все вышеприведенные ситуации могут стать причиной нарушения речи. Поэтому если имеются факторы риска, нужно быть начеку и при первых же подозрениях обращаться к доктору. Болезнь нельзя запускать. Ранняя диагностика обычно дает право надеяться на то, что от проблемы не останется и следа.

В зависимости от места поражения специалисты различают несколько видов дизартрии. Каждый из них имеет свои специфические проявления. Выделяют:

  1. Корковую форму. При ней поражены участки коры головного мозга, которые отвечают за артикуляцию. Характерный симптом: ребенок правильно доносит структуру слова, а произношение хромает.
  2. Бульбарную дизартрию. Затронуты точки в продолговатом мозге, из которых выходят подъязычный нерв, языкоглоточный, тройничный, блуждающий и лицевой. Ребенку зачастую трудно глотать. Разновидностью данной формы является скрытая дизартрия. Она характеризуется не слишком выраженной «скованностью» речевого аппарата. Выявить патологию непросто – требуется тщательное обследование.
  3. Псевдобульбарную дизартрию. При ней поражаются участки проводящих путей, в медицине называемые корково-ядерными. Характерная особенность – монотонная речь.
  4. Мозжечковую дизартрию. При данной разновидности патологии объектом поражения становится мозжечок.
  5. Подкорковую форму. Патология затрагивает подкорковые участки мозга, которые «курируют» формирование речи. При таком диагнозе ребенок говорит «в нос». Речь его смазана.
  6. Смешанный тип. Чаще всего становится следствием травм головы, полученных ребенком в раннем возрасте. Данный вид дизартрии речи объединяет в себе симптомы некоторых других.

Особняком стоят такие типы заболевания, как холодовая и паркинсоническая. Их мы не рассматриваем, поскольку данные формы дизартрии детям несвойственны. Они обычно развиваются у взрослых на фоне различных заболеваний.

Успех борьбы с дизартрией зависит от того, на какой стадии находится болезнь. Степеней различают три. А именно:

  1. Легкая дизартрия. При ней грубых нарушений речи не имеется, но звуки произносятся нечетко и «в нос». Моторные проявления незначительны. Может немного подтекать слюна. Другое название этой стадии — стертая дизартрия.
  2. Средняя степень. Голос звучит очень тихо, речь крайне неразборчивая. Мимика практически отсутствует. Сильно подтекает слюна.
  3. Тяжелая, или дизартрия 3 степени. Ребенок не говорит вообще. Фиксируется повышенное слюноотделение, сложности с жеванием. Глотать и сосать ребенку тоже тяжело.

Иногда от специалистов можно услышать такое понятие, как дизартрический компонент. Это означает, что присутствуют незначительные отклонения в произношении звуков. О настоящей дизартрии речь не идет.

Особенности обследования детей с дизартрией заключаются в том, что родители могут самостоятельно выявить болезнь. Существует несколько методов. Один из них предполагает высовывание языка ребенком и его удерживание неподвижно в течение секунд двадцати. Если у малыша это не получается, значит, возможно, имеется дизартрия речи.

Другой метод заключается в отведении высунутого языка в разные стороны. Если малышу не удается такая «гимнастика», имеются основания подозревать болезнь.

Ребята с отклонениями начинают вертеть головой, поворачивать шею – просто двигать языком у них не получается, Конечно, такая проба позволит определить недуг лишь у детей в 6 лет или немного младше.

Ждать адекватной реакции от совсем крошечного ребенка нельзя.

Внимание! Начинать лечение дизартрии у детей можно лишь после выяснения точного диагноза. И поставить его должен врач.

К специализированным методам диагностики дизартрии в логопедии относятся:

  • электромиография;
  • электронейрография;
  • электроэнцефалография.

Если имеет место стертая форма заболевания, выявить ее можно лишь при помощи аппаратных способов. Совсем другое дело дизартрия средней степени тяжести и, тем более 3-я стадия. Здесь уже все симптомы налицо.

Лечение речевых отклонений

К утешению родителей, столкнувшихся с проблемой, следует сказать, что лечится дизартрия достаточно успешно. Но придется запастись терпением и помощь оказывать комплексную. Только лишь одно педагогическое или медикаментозное лечение большого результата не принесут.

Прием фармакологических препаратов позволит привести в норму тонус мышц, а также улучшить мозговое кровообращение. В назначениях у детей дошкольного возраста обычно фигурируют:

  • Актовегин;
  • Глиатилин;
  • Глицин;
  • Магне В6;
  • Пантогам;
  • Пантокальцин.

Ребенка с отклонениями обязательно должен вести хороший специалист. Коррекция логопеда ему необходима. И даже десятью занятиями тут не обойтись. Доктор будет:

  • проводить показанную при дизартрии артикуляционную гимнастику;
  • развивать мелкую моторику;
  • формировать правильную речь
  • улучшать речевую коммуникацию.

Существуют и другие методы коррекции, которые известны только профессиональным логопедам.

Совет! Тяжелые формы патологии лучше лечить на базе специализированных учреждений, поскольку ребенок постоянно должен находиться под медицинским наблюдением.

Лечение дизартрии в домашних условиях будет эффективно, если болезнь не слишком запущена. Но родителям придется пройти специальную подготовку. Посмотреть видео-примеры, почитать литературу, получить подробные инструкции от врача.

Главное требование в данном случае – регулярность занятий. Логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях должен проводиться по нескольку раз в день. Длительные перерывы не допускаются.

Упражнения при дизартрии включают вибрации губами, движения языком, надувание щек, открывание и закрывание рта. Они достаточно просты, но очень эффективны. Сочетая при дизартрии массаж с приемом медикаментов, можно добиться хороших результатов. Желательно подключить еще дельфинотерапию, физиотерапию, иглоукалывание. Это позволит улучшить прогноз.

Итак, дизартрия – это речевые отклонения, проявляющиеся в раннем возрасте. Как правило, становятся спутником ДЦП, но не всегда. Причины зачастую уходят «корнями» еще в зародышевый период развития. Стертая форма дизартрии у детей трудно диагностируется, но легко лечится. На более поздних стадиях обнаружить болезнь – не проблема, а преодолеть ее непросто.

Лечением дизартрии должен заниматься профессионал. В тяжелых случаях рекомендовано пребывание в специализированных заведениях. Настойчивость, терпение, труд и грамотный подход почти всегда дают хорошие результаты.

Смотрите видео:

Источник: https://vpolozhenii.com/dizartriya-u-detej-s-normalnym-psihofizicheskim-razvitiem-lechenie-v-5-6-let/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.