Как развить фонематический слух у школьников?

Содержание

Развитие фонематического слуха – залог успешного обучения дошкольников чтению и письму

Как развить фонематический слух у школьников?

Подготовка ребенка к обучению в школе требует своевременного развития всех психических процессов: памяти, мышления, восприятия. Главным для успешного обучения является развитая речь дошколят, в основе которой лежит фонематический слух.

Специалисты утверждают, что недостаточная сформированность такого слуха к концу дошкольного периода вызывает трудности в освоении умения читать и писать. К сведению родителей, фонематический слух ‒ это способность слышать, точно воспринимать, различать фонемы (звуки).

Родители могут помочь своему ребенку подготовиться к школе, если заблаговременно начнут развитие фонематического восприятия.

Как проверить сформированность слуха детей?

Чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям нужно определить, как развит фонематический слух у ребенка.

Специалисты отмечают, что хорошее слуховое восприятие человека зависит от сформированного артикуляционного аппарата, умения хорошо слышать, распознавать произношение своей речи и другого человека, проводить контроль произношения. Задания, при помощи которых можно проверить развитие детей, направлены на:

  • восприятие неречевых звуков;
  • узнавание фонем;
  • различение речевых звуков;

С этой целью используются специальные игры и игровые упражнения, потом их можно применять при проведении домашних занятий.

Задания для проверки

Чтобы проверить, как ребенок различает неречевые фонемы, (именно они являются опорой развития фонематического слуха), надо использовать задания на фонематическое восприятие.

«Угадай-ка»

  1. Родитель предлагает ребенку послушать звуки окружающего мира: плеск воды, закипающий чайник, скрип дверцы, шелест страниц, шаги. Игроки должны правильно называть предметы, издающие звучание.

    Такую игру хорошо провести на улице, обратив внимание на необычное звучание: воркование птиц, звон капели, шум ветра.

  2. Как усложненный вариант: послушать звуки с закрытыми глазам, отгадать их.

«Чудесные мешочки»

Аналог общеизвестной классической игры используется следующим образом: родитель вместе с ребенком насыпает крупу, бусинки, болтики в разноцветные мешочки. Водящий встряхивает каждый из них, предлагая по звучанию отгадать, что находится в чудесном мешочке.

«Палочка феи»

  1. Заинтриговав малыша волшебным действием, легонько постучать красивым карандашом по окружающим предметам: вазе, чашке, столу, кастрюльке, коробочке. Ребенок должен обнаружить различие, найти подходящее сравнение: ваза и чашка звучат звонко, деревянные предметы ‒ глухо.
  2. Аналогично проводится игра в «отгадки» с закрытыми глазами.

«Делай, как я»

  • Дошкольник повторяет за взрослым ритмические хлопки: два хлопка в одном темпе на раз-два, три – в другом на раз-два-три.
  • Подобным образом выполняются ритмичные хлопки с завязанными глазами.
  • Классическая игра «Жмурки» также может быть использована для проверки фонематического восприятия: предложить дошкольнику с завязанными глазами передвигаться по направлению к звенящему объекту (любой музыкальной игрушки).

Чтобы проверить, как малыш различает фонемы (гласные, согласные, твердые, мягкие), интересно проводить словесные и игры с предметами. Они учат контролировать свое произношение и окружающих людей.

«Угадай, чей голосок»

Это задание требует предварительной подготовки, так как взрослый должен сделать аудиозапись знакомых людей или животных: собаки, кошки, петушка. Дошкольник отгадывает, чей голосок прозвучал.

«Послушай сказку»

  1. Родитель начинает рассказывать знакомую сказку, лучше несложного содержания, где есть яркие персонажи, например «Колобок», «Красная Шапочка». Затем дошкольник отгадывает, за кого из персонажей сказки он говорит.
  2. Усложняя задание, побуждаем детишек высказываться за персонажей, изменяя интонации.

«Делай, как я (второй вариант)»

  1. Здесь главными являются действия со слогами. Объяснив, что в речи используются разные по длине слова, взрослый интонационно разделяет их на слоги.

    При этом он показывает, как хлопками обозначаются слоги. Затем предложить ребенку сделать также: ма (хлопок) – ши (хлопок) – на (хлопок), ве – ло – си – пед.

  2. Как усложненный вариант: дошкольник самостоятельно прохлопывает слоги.

«Найди правильную картинку»

Для задания лучше подбирать материал вместе с дошкольником, чаще всего используется настольная игра «Разрезные картинки». Малыш собирает картинки с изображением предметов, сходных по звучанию. Ведущий называет изображенный предмет, игрок показывает картинку. Например, печка – речка, дом – сом, рука – река.

«Найди ошибку»

  • Для задания надо подобрать картинки, в которых легко заменяется первый звук, например, изображена кошка. Взрослый предлагает прослушать ряд слов, отличающихся первым звуком, затем хлопнуть в ладоши, услышав верный ответ: мошка, ложка, сошка, кошка, дошка. Так ребенок учится контролировать свое произношение и окружающих людей.
  • Аналогично можно выполнять задание с мячом: играющий должен поймать мяч только при правильном варианте.

«Придумай слово»

Играя мячом, интересно выполнять задание на различение фонем. Взрослый задает определенный звук, предлагая придумать слово с ним. Играющие называют словечки, перебрасывая мяч друг другу. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.

Такие игры и упражнения могут помочь родителям не только провести обследование фонематического слуха своего чада, они пригодятся при проведении домашних занятий. Главное, чтобы сами родители были заинтересованы в подборе упражнений, творчески подходили к придумыванию различных ситуаций.

Фонематические ошибки в речи дошкольников

Родителей должно насторожить, если при обследовании дошкольник:

  1. Искажает звуки (рама – йама, горка – гойка).
  2. Допускает нарушение звуковой структуры:
    • пропускает звук (обманул – оманул);
    • добавляет дополнительный (наушники – наушнинки);
    • заменяет фонемы (шарф – сарф, шишка – хыхка);
    • переставляет их (собака – босака).

Нормой считается, если к концу дошкольного возраста дети приобретают следующие фонематические умения:

  • замечать речевые ошибки в своем произношении и окружающих людей;
  • пытаться поправлять ошибки;
  • определять звуки в словах, слогах, в рядах звуков;
  • различать основные фонемы: звонкий – глухой, твердый – мягкий, свистящий – шипящий;
  • владеть правильным произношением: четкой артикуляцией, звуковой культурой речи, слоговой структурой.

Некоторые родители не обращают должного внимания на подобные детские ошибки, считая, что дошколенок еще мал, с возрастом все наладится. Однако если вовремя не обратить внимания на развитие фонематического восприятия у дошкольников, в дальнейшем предстоит большая работа по исправлению недостатков. Родители могут обратиться к специалистам, дополнительно организовав домашние занятия.

Игры и упражнения для развития слухового восприятия

По оценкам учителей начальных классов, среди первоклашек сразу видно детей, с которыми занимались дома, так как они хорошо усваивают фонемы, грамотно пишут, быстро читают.
Специалисты отмечают, развитие правильной речи зависит от различных факторов.

В первую очередь, обращается внимание на ту среду, в которой растут дети. Речь окружающих людей является для них примером, поэтому важно, чтобы ребятишки с детства слышали правильную речь. Другим условием будет необходимость создавать специальные условия для развития фонематического слуха.

Главным условием являются игры для развития речи и игровые упражнения.

Фонематические игры для малышей

Для самых маленьких детей подойдут задания, основанные на знакомом стихотворном или предметном материале.

«Словечко к словечку»

Интересно проходит забава, когда взрослый начинает читать стихотворение, не договаривая до конца стихотворную фразу. Малыш «помогает» дочитать недостающие словечки. Для этой цели хорошо подходят детские произведения А. Барто, Е. Благининой, И. Токмаковой и других детских писателей. В каждом доме найдутся детские книжки для совместного чтения.

Сюжетная игра «Научим мишку говорить»

Взрослый предлагает ребенку «поучить» говорить любимую игрушку, называя четко и правильно окружающие предметы. Для разнообразия можно использовать предметные картинки, где изображены знакомые предметы или животные: дом, дерево, кошка, корова и т. д.

«Отгадай, кто кричит?»

Игра направлена на развитие слухового восприятия. В ней можно использовать аудиозаписи животных, которые дети отгадывают и повторяют.

«Загадки – шутки»

Такое упражнение помогает развивать различные фонематические процессы у младших дошкольников: слуховое восприятие, фонематический слух, артикуляцию, произношение фонем. Взрослый подбирает простые загадки, предлагая своему чаду отгадать их. При этом он специально путает звуки, побуждает исправить «ошибку».

  • Хвост с узорами, сапоги со шторами (шпорами).
  • В горку бегом, а с горы кубырком (кувырком).
  • Кричит: «Му – му, болока (молока) кому?»
  • Сидит девица в темнице, а коза (коса) на улице».

Как развивать фонематический слух у средних и старших дошколят?

Развитие фонематических процессов у дошкольников среднего и старшего возраста проходит также при помощи игровых заданий.

В отличие от малышей задачи усложняются, надо не только обнаружить и правильно произнести звук, но произвести определенные действия с ним: найти место в слове, сравнить сходные по звучанию, придумать словечки с заданной фонемой, познакомиться с графическим символом звука (буквой). Поэтому упражнения становятся сложными, требующими специальной подготовки.

«Перевернутые слова»

Водящий загадывает короткое слово с перепутанными буквами, дошколенок должен правильно произнести его: даво (вода), кос (сок), мыд (дым), сали (лиса).

Чтобы не было затруднений у ребятишек, надо заранее научить их замечать ошибки в «перевернутых» словах. Также на первых порах лучше использовать изображения загаданных предметов.

«Фонематические сказки»

Примерная сказка для старших дошкольников может выглядеть так:

«Жили три веселых поросенка. Решили они построить себе домики, но жить вместе не захотели. Первый построил домик из соломы, второй – из веточек, третий – из камня. Поросята думали, что так они спрячутся от волка. Но волк только посмеялся над ними.

Он умел дуть так, что соломенный домик и домик из веточек разлетелись за одну минуту. Поросятам повезло, так как они успели спрятаться в каменном доме, его волку не удалось сдуть. С тех пор они жили вместе, и никакой волк им был не страшен.

Вот какими дружными стали поросята!».

После рассказывания ребятам надо задать вопросы по содержанию:

  1. Почему поросята построили себе отдельные домики?
  2. Какой домик построил первый поросенок?
  3. Из чего построил дом второй поросенок?
  4. Какой домик оказался самым крепким?
  5. Кто был врагом поросят?
  6. Почему поросятам повезло?
  7. Какими словами заканчивается сказка?

Далее детям даются задания:

  1. назвать по порядку звуки в коротком слове дом, длинном – домики;
  2. разделить на слоги слова (жи – ли, до – ми – ки, по – ро – ся – та, со – ло – мен – ный) с прохлопыванием;
  3. вспомнить слова с фонемой [c];
  4. раскрасить предметы с фонемой [c], [c’].

«Поможем Боре и Поле собрать вещи»

Задание предполагает, что ребятки хорошо знают название предметов одежды и обуви. Взрослый показывает картинку, где изображены предметы для мальчика Бори и девочки Поли. Вещи для мальчика с фонемой [б] (брюки, ботинки, белые носки, бейсболка) «складываются» в белую коробку. Для девочки с фонемой [п] (платье, перчатки, пижама, плащ, пальто) ‒ в коробку песочного цвета.

«Играем в города (имена, фрукты, овощи)»

Классическая словесная игра будет интересна для ребяток 5-7 лет, так как у них уже есть некоторый жизненный опыт. Взрослый называет слово, четко проговаривая все фонемы, дошкольник продолжает, подбирая слово на последнюю букву: Ира – Аня – Яша – Алеша и т. д.

«Собери слово»

  1. Ведущий сообщает, что слова «рассыпались» на звуки, надо их собрать. Если играют несколько ребятишек, интересно будет использовать фанты. Кто больше всех соберет слов, тот выиграл и получил интересный фант.

    Слова должны состоять из четко выраженных фонем: с – и ‒ н – и – ц – а (синица), к – у – к – у – ш – к – а (кукушка), в – о – р – о – н – а (ворона).

  2. Далее ведущим становится старший дошкольник, привлекая к забаве более младших детишек.

«Раздели слово»

Аналогично проводится забава по разделению слова на фонемы. Нужно только помнить, что для дошколят подбираются слова, которые легко делятся: мишка (м – и – ш – к – а), труба (т – р – у – б – а), карандаш (к – а – р – а – н – д – а – ш).

Есть множество игр с подобными сюжетами, они с успехом используются в домашних занятиях. Например, «Исправь ошибки», «Путаница», «Крестики-нолики», «Скажи наоборот». Подобные словесные игры представлены в логопедических сборниках, однако легко могут быть придуманы родителями для своих чад. Главное, знать основные правила, тогда можно получить ощутимые результаты довольно быстро:

  • учитывать возраст,
  • создавать интерес,
  • проводить занятия систематически,
  • знания, умения детишек накапливать постепенно.

Источник: https://myintelligentkids.com/razvitie-fonematicheskogo-sluxa-u-doshkolnikov

Как развить фонематический слух у ребенка, упражнения и игры

Как развить фонематический слух у школьников?

Фонематический слух – термин, характеризующий способность точного слухового различения звуков. Ребенок должен на слух различать разницу между правильным и неправильным произношением звука.

Способность фонематического различения – это основная предпосылка для правильного речевого развития. Без умения слушать, выделять и различать звуки, малыш не может правильно выговаривать звонкие, глухие и шипящие звуки.

Поэтому вопрос, как развить фонематический слух у ребенка, крайне актуален для детей младшего возраста.

Как тренировать фонематический слух у ребенка

Упражнения выполняются в спокойной обстановке, надо позволить ребенку сосредоточиться на слуховом восприятии. Основные упражнения следующие:

  • определение предмета по звуку (позвякивание ключей, наливание воды, шелест бумаги…) – все следует делать за спиной ребенка, визуальное восприятие исключается;
  • различение музыкальных инструментов, транспортных средств, звуков животных;
  • определение продолжительности звука;
  • определение интенсивности звука;
  • определение песни по мелодии;
  • прослушивания CD, разговоры.

Примеры игр

Развивать фонематический слух у ребенка можно и в игровой форме. Такое обучение может показать наиболее эффективные результаты, так как малыш воспринимает тренировки, как веселые игры.

Эта игра ввиду своей сложности подходит для детей старшего дошкольного возраста. Она подобна игре «в города». Называйте вместе с ребенком слова «цепочкой»: каждое следующее слово начинается с буквы, на которую закончилось предыдущее.

В одинаковые коробки положите разные предметы – камешки, горох, бусины, песок. Покажите ребенку содержимое каждой коробки и ознакомьте его со звуком, который выдает конкретный предмет. Коробки перемешайте. Ребенок должен по звуку определить содержание коробок. Кубики Зайцева тоже подойдут.

В полной тишине ребенок ищет спрятанный, звенящий будильник.

Эта игра имеет множество вариантов, но принцип всегда один и тот же. Игра начинается с выбором животного, которое будете представлять вы. Ребенок спрашивает: «Кошечка, мяукни» («собачка, залай» и т.д.). Вы отвечаете «мяу», «гав» или другие звуки. Ребенок должен определить, из какой стороны комнаты доносится звук.

Коллективная игра, помогающая развивать фонематический слух у малыша. Для нее надо подготовить изображения различных животных. Каждый ребенок берет одну картинку с изображением животного, которое видит только сам ребенок. Дети встают в круг, один ребенок – посредине.

Игрок, стоящий в центре, спрашивает: «собачка, где ты?». Ребенок, представляющий собаку, должен залаять, а центральный игрок – угадать, кто из детей «был собачкой». Далее дети меняются картинками не глядя.

Поиграйте с ребенком в звуки. Попросите его внимательно вас слушать. Выберите один звук («к», «с», «м» и…), называйте любые слова. Услышав слово, содержащее указанный звук, малыш должен хлопнуть в ладоши. Если в слове этот звук отсутствует, не делает ничего.

Внимание! Будьте осторожны со сложными звуками: Я, Ю, Е, Ё.

Ребенок придумывает рифмы к выбранным словам – это тренирует различение омонимичных слогов. Постарайтесь чередовать слова с разнослоговыми словами (рот-кот, сало-мало, каток-садок).

Для этой игры понадобятся картинки с изображением различных предметов. Ребенок должен определить слова, начинающиеся с одинаковой буквы. Если малышу трудно сориентироваться, помогите ему – назовите предметы с акцентом на первый звук.

Фонематический слух имеет важное значение для развития речи, а впоследствии – и для чтения и письма в школе. Поэтому, сегодня существует много способов (упражнений, игр), как развить фонематический слух у ребенка. Помните: тренировки и игры с ребенком помогут ему избежать излишних проблем в последующем образовании в школьном возрасте.

Источник: http://detskoerazvitie.info/kak-razvit-fonematicheskij-slux-u-rebenka/

Как правильно развивать фонематический слух?

Как развить фонематический слух у школьников?

Одним из важных подготовительных этапов к обучению чтению и письму  является развитие фонематического слуха.  К сожалению, родители не уделяют развитию фонематического слуха должного внимания. Зачастую они даже не знают, что это такое и как это сделать.

Большинство считает, что раз ребенок слышит хорошо, проблем со слухом нет, то и заниматься не надо. Но ведь фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.

Логопеды из Центра Речи в Зеленограде помогут Вашему ребенку развить фонематический слух.

Познавательная страничка

Фонематический слух – это способность к распознаванию и дифференциации звуков речи.

Если у ребенка наблюдается недостаточный уровень развития фонематического слуха, затрудняется обучение письму и чтению: ребенку тяжело перейти от чтения по буквам к полному восприятию слова. Как следствие – обилие орфографических ошибок.

Своевременное обращение к логопеду поможет развить фонематический слух ребенка и избежать дальнейших проблем в обучении. У вас есть возможность заниматься с логопедом из Центра Речи в Зеленограде по скайп.

Фонематический слух также подразделяется на :

  • Звуковысотный слух – это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.
  • Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление. Ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.
  • Восприятие темпа и ритма речи – это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова “кирпичи” произносит “титити”. Ритмический рисунок слова здесь сохранен.

Какие возрастные нормы фонематического слуха?-Читать здесь.

Мама будет Логопедом

Если Вы  хотите, чтобы ребенок хорошо учился в школе, грамотно писал, легко изучал иностранные языки, обязательно развивайте фонематический слух ребенка. Это совсем не трудно и большую часть упражнений можно делать между делом, затрачивая всего 5-10 минут.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало?  
Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

  
Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Открыть игры на развитие фонематического слуха

Копилка знаний

Развиваем фонематический слух

Открыть видео-упражнения для развития фонематического слуха

Занятия по SKYPE

Малышу с речевыми нарушениями приходится уделять намного больше времени, чем здоровому. Если при этом родителям нужно работать, то связь с хорошим русским логопедом через Скайп будет настоящим спасением. Вы можете назначить занятие на поздний вечер, когда малыш еще не ложится спать, а вы пришли с работы и можете спокойно заняться своим чадом.

Логопедические занятия в Центре Речи.

Красивая правильная речь может служить показателем высокого интеллектуального и нравственного развития.
В зависимости от проблем в развитии ребенка логопед занимается:

  • Постановкой правильного речевого дыхания,
  • Постановкой правильного произношения звуков,
  • Развитием фонематического слуха,
  • Расширением словарного запаса ребенка,
  • Профилактикой правильного грамматического строя речи,
  • Профилактикой или коррекцией письма и чтения.

УЦентр Речи в Зеленограде продолжает свою работу в летнее время!

График работы в июне и августе : пон-пт с 9.00 до 19.30.

График работы в июле: вт-чт с 9.00 до 19.30.

Источник: https://centrrechi.com/novosti/kak-pravilno-razvivat-fonematicheskij-slux

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.