Комплекс дыхательной гимнастики для детей

Содержание

Дыхательная гимнастика для детей. Упражнения против болезней и дефектов речи

Комплекс дыхательной гимнастики для детей

Комплексная дыхательная гимнастика для детей. Проблемы дыхания у дошкольников. Последствия неправильного дыхания. Дыхательная гимнастика для укрепления иммунитета, развития дыхательной системы ребенка.

Дыхательные упражнения и игры для детей — главные элементы речевой терапии. Дыхание — физиологическая потребность для полноценной жизни и речи. Неправильное дыхание влияет на правильность произношения. Дыхательная гимнастика для детей обязательная практика при отклонениях речи или простуде.

Дыхательные упражнения выполняем систематически, в проветриваемом помещении, один или два раза в день в течение нескольких минут, используем разную физическую нагрузку.

Дыхательная гимнастика для детей. Техника № 1

Выполняя упражнения дыхательной гимнастики с детьми, таким образом проводим профилактику заболеваний органов дыхания. Эта гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще неокрепшую дыхательную систему малыша.

Упражнениями останавливаем приступ удушья при бронхиальной астме, лечим хронический бронхит, избавляем ребенка от заикания, восстанавливаем потерянный голос.

Дыхательная гимнастика для детей. Техника № 2

Предложенные техники — действенные дыхательные гимнастики для детей. Помогают смягчить или избавиться от приступов:

  • астмы
  • аденоидов
  • пневмонии
  • бронхита
  • кашля
  • заикания

Правильное дыхание. Какое оно?

Правильным способом дыхания является дыхание грудной клеткой в области брюшной полости или дыхание диафрагмой. Этот тип комбинированного дыхания считается удачным, так как дыхание характеризуется самой высокой амплитудой движения диафрагмы. А это помогает сделать такой вдох, при котором ребристая функция мышц гарантирует правильную респираторную поддержку.

Во время разговора воздух вдыхается в изо рта и выдыхается через рот или нос, в зависимости от звуков. Правильное дыхание во время речи — ритмичное, скоростное дыхание, которое происходит без поднятия рук. Затем наступает медленный длинный выдох, во время которого происходит утверждение.

Обсуждения в интернете

Первая проблема — апикальное или ключица-реберное дыхание. Так как большинство дошкольников дышат мелкой грудной клеткой, то во время вдоха верхние области грудной клетки расширяются, руки и плечи поднимаются, а затем поднимается живот. Этот тип дыхания позволяет частично наполнять легкие воздухом, а это считается дефектным дыханием.

Вторая проблема — постоянное дыхание через рот. Как днем, так и во время сна ребенок обязан дышать носом. Этот способ дыхания помогает развитию артикуляторного устройства.

Неправильное дыхание через рот сильно влияют на развитие детей и чревато серьезными последствиями:

  1. Дефицит внимания, повышенная утомляемость провоцируют трудности в учёбе
  2. Нарушение работы диафрагмы — ребенок быстро говорит, часто вдыхая воздух во время речи, вопреки логической паузе. Это способствует появлению дефекта речи
  3. Возникновение и сохранение дефектов речи. Дети, дышащие через рот, привыкли поднимать язык к нёбу, что приводит к образованию или сохранению дефекта речи. Трёхлетний ребенок с межзубной щелью обязан быть под присмотром логопеда
  4. Дыхание через рот инфицирует заднее горло и верхние дыхательные пути
  5. Развивается скорость вдоха и продлевается фаза выдоха
  6. Эффект аномального дыхания — исключение работы группы мышц, которые приводит к гиперлордозу поясничного и шейного отдела позвоночника
  7. Гипотония мышц губ и щек. Губы постоянно раскрыты, верхняя губа часто приподнята. Это приводит к проблемам с питанием и очисткой носа с помощью выдувания воздуха через нос
  8. Снижение интенсивности жевательного рефлекса и работы нижней челюсти при жевании

Что делать, если ребенок дышит неправильно?

Неправильное дыхание ребенка, вызывает большие проблемы, которые требуют долговременной работы логопеда. Ранняя терапия даёт результаты и предотвращает аномалии.

Простой способ помочь ребёнку – научить правильному диафрагмальному и абдоминальному дыханию во время игры.

Есть такие мнения специалистов

  • Увеличение объема легких
  • Тренировка мышц, участвующих в дыхании
  • Поддержание диафрагмального дыхания,
  • Различать фазу вдоха и выдоха
  • Развивать способность быстро, полностью вдыхать и продлевать фазу выдоха
  • Регулировать длину выдоха до продолжительности речи
  • Синхронизация дыхательных пауз с содержанием речи

Дыхательная гимнастика избавляет от астмы, аденоидов, кашля, бронхита и прочих заболеваний, связанных с дыхательными путями.

Показания к дыхательной гимнастике

Ниже приведен комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей. Эта дыхательная гимнастика рекомендуется часто болеющим детям и имеет особенности:

Незаменима для детей 3 — 4 лет

Нравится детям 4 — 5 лет

Подходит для детей 5 — 6 лет

Комплекс дыхательной гимнастики ребенку назначает педиатр. Кроме того доктор проконсультирует по другим интересующим вопросам.

1. «ЧАСИКИ»

Стоя, ноги слегка рас­ставить, руки опустить. Размахивая прямыми рука­ми вперед и назад, произ­носить «тик-так». Повто­рить 10—12 раз.

Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, гром­ко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.

Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая жи­вот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

4. «ПАРОВОЗИК»

Ходить по комнате, де лая попеременные движе­ния руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 секунд

Стоя, ноги вместе, гим­настическую палку дер­жать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки—вдох, палку опу­стить назад на лопат­ки—длинный выдох. Вы­дыхая, произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3—-4 раза. Для большего эффекта от упражнений нужен турник.

6. «ШАГОМ МАРШ!»

Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, вы­соко поднимая колени. На 2 шага—вдох, на 6—8 ша­гов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.

Встать прямо, ноги вме­сте, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произно­сить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону. Дыхательной гимнастики помогает езда на велосипеде. Тут тоже совершаются нужные вдохи.

8. «РЕГУЛИРОВЩИК»

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая от­ведена в сторону. Вдох но­сом, затем поменять поло­жение рук и во время удли­ненного выдоха произно­сить «р-р-р-р-р». Повто­рить 5—6 раз.

Стоя, руки с мячом под­няты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая «у-х-х-х-х». Повторить 5—6 раз.

Имитация ходьбы на лы­жах в течение 1,5—2 ми­нут. На выдохе произно­сить «м-м-м-м-м».

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку дер­жать за спиной на уровне нижних углов лопаток. На­клонять туловище в сторо­ны. При наклоне—выдох, произносить «т-у-у-у-х-х ».Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.

Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны — вдох, медленно опускать вниз — полный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза. Так же полезно надувать воздушные шары.

Эти комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников выполняйте утром и среди дня. В летнее время второе занятие луч­ше делать на воздухе во время прогулки.

Источник: https://nawideti.info/zdorove-rebenka/dyxatelnaya-gimnastika-dlya-detej.html

Дыхательная гимнастика для детей

Комплекс дыхательной гимнастики для детей

Дыхание – это жизнь. С вдохом в организм ребенка поступает кислород, необходимый для правильного функционирования всех органов и систем. Но сегодня мы поговорим не о чистоте воздуха и его экологичности, а о технике правильного дыхания.

Дыхательная гимнастика для детей способствует нормальной работе головного мозга, нервной системы, сердца и легких, помогает избавиться от многих болезней и даже улучшает функционирование пищеварительной системы. Такие занятия становятся идеальным дополнением любого лечения, развивают дыхательную систему ребенка, а также помогают увеличить уровень сопротивляемости организма к внешним воздействиям.

задача дыхательных упражнений – научить малыша правильно глубоко дышать, расширяя грудную клетку и максимально наполняя легкие при вдохе, а на выдохе полностью освобождая их от остаточного воздуха путем сжатия. Если ребенок привыкнет дышать через нос, это позволит избавиться от насморка, сократит вероятность простуд и бронхитов, а также поможет быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний органов дыхания.

Дыхательная гимнастика для детей: техника выполнения и меры предосторожности

Чтобы упражнения принесли пользу, занимаясь дыхательной гимнастикой для детей, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Вдох делают через нос;
  • Плечи малыша остаются в расслабленном состоянии (не поднимаются);
  • Выдох производится через рот, медленно и постепенно;
  • Щеки ребенка не должны раздуваться (контролировать этот процесс на этапе разучивания упражнений можно с помощью ладоней).

Выполнение дыхательных упражнений следует прекратить, если у ребенка:

  • Наблюдается учащенное дыхание;
  • Внезапно побледнела или покраснела кожа лица;
  • Возникло онемение конечностей;
  • Появилась дрожь в кистях рук.

Скорее всего, в этом случае имеет место гипервентиляция легких. Чтобы помочь малышу, попросите его сложить ладошки лодочкой, погрузить в них лицо и сделать несколько глубоких вдохов-выдохов (2-3 раз будет достаточно).

Чтобы ребенок реже болел простудными заболеваниями, необходимо научить его дышать носом, а не ртом. В противном случае слизистая пересыхает, что создает благоприятные условия для проникновения вирусов и бактерий в организм.

Упражнения дыхательной гимнастики для детей с целью укрепления иммунитета:

  • «Большой – маленький». В положении стоя ребенок делает вдох и тянется руками вверх, демонстрируя, как он вырос. Задержавшись в таком положении на несколько секунд, на выдохе опускает руки вниз, приседает со звуком «ух» и прячет голову в колени, показывая, каким маленьким он был;
  • «Паровозик». Имитируя паровозик, ребенок ходит по комнате, согнув руки в локтях, и произносит «чух-чух-чух». Просите малыша «ехать» быстрее или медленнее, говорить громче или тише и в разном темпе;
  • «Дровосек». Исходное положение – стать прямо, поставить ноги на ширине плеч и сложить руки вместе. Резко, словно работая топором, ребенок наклоняется вниз и «рубит» пространство между ногами со звуком «бах»;
  • «Лягушонок». Попросите малыша представить, что он – маленький лягушонок. Для выполнения упражнения нужно присесть, сделать вдох, прыгнуть вперед и, приземлившись, сказать «ква».

Комплекс дыхательных упражнений для лечения кашля

Главной задачей упражнений дыхательной гимнастики для детей при бронхите и кашле является улучшение вентиляции легких и предотвращение застоя мокроты путем превращения сухого кашля в продуктивный мокрый:

  • «Хомячок». Ребенок выполняет глубокий вдох носом, надувая щечки, после чего плавно выдыхает воздух через рот;
  • «Насос». Малыш держит руки на поясе и приседает, производит вдох, после чего выпрямляется, выдыхая. Сначала ребенок выполняет неполные приседания, затем постепенно делает их более глубокими, увеличивая тем самым продолжительность вдоха и выдоха;
  • «Цыпленок». Ребенок наклоняется, свешивая вниз руки-крылья. Произнося «так-так-так», похлопывает себя по коленкам и делает выдох, затем выпрямляется, поднимает руки вверх и вдыхает.

Особенности дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей

Система Стрельниковой держится особняком от всех остальных комплексов дыхательной гимнастики для детей.

Ее особенность состоит в том, что при выполнении упражнений автор предлагает уделять внимание не всему процессу дыхания, а только характеру и качеству вдохов.

При этом она называет выдох естественным следствием дыхательного процесса, а не его частью, что нехарактерно для традиционных подходов.

Кроме того, по методу Стрельниковой грудная клетка на вдохе не расширяется, а сжимается искусственным образом, чему способствуют повороты корпуса, наклоны, обхватывание ребер руками.

Несмотря на то, что специалисты продолжают спорить, насколько физиологичным является такой подход, результаты занятий по Стрельниковой действительно впечатляют.

Базовый комплекс ее дыхательной гимнастики для детей, состоящий из 14 упражнений, эффективно помогает в терапии широкого спектра недугов, в числе которых:

  • Хронические заболевания дыхательной системы, в том числе астма и пневмония;
  • Сахарный диабет;
  • Нарушения работы сердечно-сосудистой системы;
  • Язвенная болезнь в стадии ремиссии;
  • Проблемы неврологического характера.

Приобщать ребенка к занятиям дыхательной гимнастикой по этому методу можно уже с 3-4 лет. На первых занятиях не рекомендуется выполнять комплекс полностью. Выберите несколько интересных для ребенка упражнений, чтобы они не показались ему скучными и утомительными.

Благодаря тому, что в процессе выполнения упражнений участвуют практически все группы мышц, дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей способствует развитию гибкости, пластичности, а также помогает в исправлении нарушений осанки. Примечательно, что при помощи этого метода можно даже вылечить сильное заикание у ребенка, не поддающееся другим методам воздействия, однако для этого основной комплекс дополняют специальными упражнениями.

Источник: https://lady7.net/dyhatelnaja-gimnastika-dlja-detej.html

Дыхательные упражнения для детей

Комплекс дыхательной гимнастики для детей

Заболевания дыхательной системы у детей относятся к достаточно распространенным патологиям. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано, кроме того, медицинские средства оказывают много побочных действий. В такой ситуации помочь малышу и его родителям могут дыхательные упражнения для детей.

Польза дыхательных упражнений для детей

Хотя дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, многие семьи ощутили ее благотворное влияние на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения.

Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша.

Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы.

Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений.

Противопоказания

Противопоказаний к занятиям упражнениями на дыхание для детей немного, но все же они существуют.

Такую гимнастику не рекомендуется делать тем деткам, которые имеют выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление, частые кровотечения. Лучше всего проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения для детей подойдут ребенку.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику

С помощью дыхательной гимнастики ребенка учат дышать правильно – при вдохе максимально наполнять воздухом легкие, расширяя грудную клетку, а на выдохе легкие освобождать от остаточного воздуха, буквально выталкивая его сжиманием легких. Ведь в случае, когда ребенок не делает полноценного выдоха, в легких остается немного отработанного воздуха. Этот воздух препятствует поступлению свежего воздуха в необходимом количестве.

Специалисты рекомендуют делать упражнения для дыхательной гимнастики для детей по 10-15 минут два раза в день. После последнего приема пищи должно пройти не менее часа. Можно выполнять дыхательную гимнастику в начале комплекса физических упражнений, утренней зарядки. А можно заниматься дыханием отдельно.

Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать веселые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки.

В теплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветрить комнату.

Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции легких, такие как изменение цвета лица, учащенное дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить.

В случае если у ребенка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе, подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжать дыхательную гимнастику.

Правила дыхательной гимнастики

При занятиях дыхательной гимнастикой следует выполнять определенные правила:

  • при вдохе плечи не должны подниматься;
  • вдох делают через нос;
  • щеки не должны надуваться, на первых занятиях их можно придерживать руками;
  • выдох должен быть плавным и длительным.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 2 до 4 лет

«Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает.

«Волна». Малыш ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з».

«Часики». Малыш стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так».

«Водолаз». Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.

«Паровозик». Ребенок изображает паровоз. Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу».

«Вырасту большим». Малыш стоит прямо, соединив ноги вместе. Руки поднимаются в стороны и вверх. Вдох – подняться на носочки, хорошо потянуться. Выдох – руки вниз, опускается на ступню, при этом произносит: «У-х-х-х».

Данные упражнения нужно выполнять по 4-6 раз каждое. Если ребенок устал, делается небольшой перерыв.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 5 до 7 лет

К упражнениям, которые приведены выше, можно добавить следующие.

«Хомячок». Ребенок изображает хомячка – надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух.

«Роза и одуванчик». Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».

«Ворона». Малыш стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».

«Курочка». Малыш садится на стул, опустив руки. Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки). Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз.

Источник: https://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/dykhatelnye-uprazhneniya-dlya-detej.php

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.