Упражнения для дыхательной гимнастики

Содержание

Дыхательная гимнастика для детей: значение, методики, примеры упражнений

Упражнения для дыхательной гимнастики

Педиатры настоятельно рекомендуют применять дыхательную гимнастику для детей, особенно если ребенок часто болеет. Действенность ее неоднократно доказана на практике, главное условие — регулярность и соблюдение выбранной методики.

Упражнения на дыхание разрабатывают легкие, оптимизируют их объем, восполняют содержание кислорода либо, напротив, регулируют его баланс с углекислым газом.

Дыхательная гимнастика применяется для профилактики и лечения многих заболеваний дыхательной системы, аллергии, устранения симптомов других системных недугов, а также при реабилитации после болезней. Конкретный перечень показаний зависит от выбранной методики.

Что такое дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика — это комплекс особых упражнений, задействующих как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат.

Дыхание состоит из двух этапов: вдох и выдох. Если дышать неправильно, то в легких будет оставаться некоторое количество использованного воздуха. Он затрудняет поступление кислорода в легкие и в кровь.

Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела.

Детям дошкольного возраста следует выполнять гимнастику в игровой форме вместе с родителями или в группе.

Совет
Если ребенок дышит неправильно, это легко определить по узкой грудной клетке, открытому рту, сутулости и нервозности в движениях.

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • -рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

и получите бесплатно:

Цели и польза дыхательной гимнастики

Значение дыхательной гимнастики для детей — это ее многосторонняя помощь в лечении и профилактике болезней. Она не только бодрит и оздоравливает организм в целом, но и способствует лучшему усвоению медикаментов и народных лечебных средств.

У маленьких детей легкие недостаточно развиты, отсюда и частые заболевания, даже если в целом ребенок активен и правильно питается.

Работа с дыханием необходима при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания: бронхите, астме, ларингите, тонзиллите, рините и т.д.

Если родители не поспособствуют развитию дыхательной системы, то это может привести к более серьезным проблемам.

Целесообразно добавить дыхательную гимнастику для развития речи ребенка. Некоторые комплексы успешно решают проблему заикания, хотя это заболевание трудно поддается лечению. Помимо этого, дыхательная гимнастика решает проблемы опорно-двигательного аппарата, заболевания выделительной системы, желудочно-кишечного тракта.

Польза дыхательных упражнений:

  1. Они укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки и верхних дыхательных путей.
  2. Способствуют выравниванию осанки.
  3. Насыщают кровь кислородом и усиливают ее приток к головному мозгу. Отсюда — бодрость и хорошая концентрация внимания.
  4. Это надежная профилактическая мера многих заболеваний, особенно дыхательной системы.
  5. Улучшается работа мозга, сердца, нервной системы.
  6. Прекращаются головные боли.
  7. Стимулируется деятельность желудка и кишечника.
  8. Исчезает напряжение в горле, ых связках.
  9. При правильном дыхании повышается иммунитет. С глубоким выдохом из легких выходят токсичные вещества, которые мы вынуждены вдыхать в черте города.
  10. Ребенок учится прислушиваться к своему дыханию и всему организму.

Рекомендации по проведению гимнастики

Прежде чем приступить к занятиям, нужно хорошо проветрить помещение. Чем позитивнее настроен ребенок, тем больший эффект дадут упражнения. Правила выполнения гимнастики:

  1. Не следует приступать к занятию после еды. Лучше подождать 40—60 минут, чтобы не навредить пищеварению.
  2. Голодным заниматься нельзя, это может привести к головокружению.
  3. Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии.
  4. Вдох делается только через нос.
  5. Гимнастику допускается выполнять во второй половине дня, но не перед сном, так как она бодрит, так что ребенка будет трудно уложить.
  6. Дети 2—3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1—2 упражнений и постепенно вводить остальные.
  7. После каждого упражнения не забывайте делать перерыв.

Ни в коем случае не отказывайтесь от лекарственных средств, которые прописал врач, особенно если болезнь тяжелая и хроническая! Дыхательная гимнастика — это мощная методика оздоровления, но она лишь сопровождает медикаментозное лечение.

Если во время какого-то упражнения ребенок бледнеет, часто дышит или у него кружится голова, то нужно немедленно прекратить гимнастику. Такое состояние вызвано гипервентиляцией легких.

При переутомлении нужно сложить ладони малыша лодочкой и погрузить в них лицо, при этом глубоко и спокойно дыша.

Из-за риска гипервентиляции детям-астматикам нужно проходить комплекс упражнений под наблюдением врача, чтобы избежать переутомления, которое плохо сказывается на слабой дыхательной системе.

У гимнастики есть противопоказания:

  1. Порок сердца — больной орган может не выдержать нагрузки.
  2. Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период.
  3. Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.

Упражнения для детей разного возраста

С самыми маленькими рекомендуется заниматься следующим образом: пусть малыш вдыхает запах цветка, фрукта, овоща, травы и т.д. Вдох делается медленно через нос, выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются.

В возрасте 2—3 лет ребенок способен освоить следующие упражнения:

  1. Встать, руки опустить вдоль тела. На раз — вдох, руки поднять, на два — выдох, руки опустить.
  2. Руки вытянуть прямо перед собой. На раз — вдох, руки развести в стороны, на два — сделать выдох и обхватить руками плечи, на три — вернуться в исходное положение.
  3. Руки поставить на пояс. Ребенок слегка приседает на вдохе и выпрямляется на выдохе.

Все упражнения повторяются 4—5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 4—5 лет:

  1. Руки согнуты в локтях. Нужно изобразить ими движения, как птица машет крыльями. На движении вверх делается вдох, вниз — выдох.
  2. Надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним, выпуская воздух.
  3. Сидя на стуле, на вдохе согнуть руки в локтях и поднять ладонями вверх. На выдохе опустить руки ладонями вниз.

Дети 6-7 лет могут выполнять более сложные упражнения:

  1. На вдохе зажать одну ноздрю пальцем, на выдохе — другую. Дышать поочередно разными ноздрями.
  2. «Котята». Ползая на четвереньках, на выдохе говорить «мяу-мяу».
  3. «Насос». Стоя прямо, сделать наклон в сторону и произнести «ссс». Руки скользят по туловищу. Выполнять наклоны в обе стороны.

Игровые приемы и пособия для гимнастики

Чтобы привлечь дошкольников к дыхательной гимнастике, лучше преподнести это как игру. Примеры игровых упражнения для малышей:

  1. Лежа на спине, ребенок делает вдох через нос, при этом надувая животик, как воздушный шарик. Можно положить ручки на животик, чтобы лучше ощущать, как он надувается. Выдох делается через рот.
  2. Представьте, что вы заблудились в лесу. Чтобы найтись, нужно покричать «ауу», поворачивая голову в разные стороны.
  3. Представьте, что на руку или ногу села пчела. Пусть ребенок изобразит ее продолжительным звуком «ззз» или «жжж».
  4. Водолаз. Нужно вообразить погружение под воду и задержать дыхание, насколько это возможно.
  5. Мельница. Поднять руки вверх и начать медленно их вращать, изображая мельницу. Упражнение сопровождается звуком «жрр». Постепенно движение ускоряется, а звук усиливается.

Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями, им нужно придумать смешные названия. Хорошо, если комплекс будет содержать различные звуки (животных, птиц, предметов) и интересные движения.

Пособия для дыхательной гимнастики своими руками

Если специальные пособия для занятий дыхательной гимнастикой смастерить своими руками, это существенно облегчит занятия и подготовку к ним. Это могут быть картинки, к которым на ниточки привязаны отдельные элементы.

Например, картинка с цветами и привязанными бабочками. Пусть малыш подует на бабочку, чтобы она порхала с цветка на цветок. Или нарисуйте солнце и привяжите маленькие тучки.

Чтобы солнышко выглянуло, ребенку нужно изобразить ветерок и сдуть с него тучки.

Совет
Для развития легких полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики.

Гимнастика на улице во время прогулки

Отличное решение — делать дыхательные упражнения для детей во время прогулки. На открытом воздухе легкие лучше насыщаются кислородом, чем в закрытых помещениях. Упражнения на воздухе нужно выполнять в теплую погоду, чтобы ребенок не простудился.

Примеры:

  1. «Холодно». Ноги врозь, руки в стороны. Быстро скрещивать руки перед собой, хлопая ладонями по плечам и произнося «ух», а затем отводить назад.
  2. «Кто выше». На вдохе подняться на носочки, руки вверх. Потянуться как можно выше. На выдохе встать на полную стопу, руки вниз.

Авторские методы проведения гимнастики по Бутейко и Стрельниковой

Метод К. П. Бутейко был разработан в 1952 году и до сих пор успешно применяется для лечения астмы, бронхита, мозгового кровообращения, стенокардии, аллергических заболеваний и т.д.

Суть метода — это ограничение глубокого вдоха и выдоха. По Бутейко, причина болезней в гипервентиляции легких: при глубоком вдохе количество усваиваемого кислорода не меняется, зато уменьшается количество углекислого газа.

Недостаток этого газа в крови и становится причиной ряда заболеваний.

Для насыщения крови углекислым газом Бутейко рекомендует контролировать свое дыхание: делать его поверхностным. Как правильно дышать: вдох занимает 2—3 секунды, выдох — 3—4 секунды.

Паузы между вдохами должны быть долгими. В первое время возникнет неприятное ощущение нехватки воздуха, страх, нежелание заниматься. Могут обостриться болезни.

Однако это лишь временное явление, и скоро появляются признаки выздоровления.

Упражнения Бутейко для детей от 4 лет и взрослых:

  1. Задержать вдох. Когда появится чувство нехватки воздуха, начать делать маленькие вдохи. При появлении желания делать глубокий вдох нужно начать упражнение заново.
  2. Задержка дыхания при ходьбе: нужно походить по комнате, задержав дыхание, пока не появится острая нехватка воздуха. Нужно подышать и при желании повторить упражнение.
  3. В течение 3 минут поверхностно дышать, как описано выше. Со временем упражнение растягивается до 10 минут.

Преимущество метода Бутейко — эти упражнения легко выполнять дома, в транспорте, на прогулке, то есть в любом месте и в любое время. Для достижения лучшего эффекта стоит выбрать определенное время занятий и выполнять упражнения ежедневно.

Еще один автор эффективной методики — А. Н. Стрельникова. Суть ее метода — направление внимания только на характер вдоха, а не на дыхание в целом. При вдохе грудная клетка не раскрывается, а сжимается из-за особых положений (скручиваний, наклонов, обхвата руками). Выдох делается естественным образом.

Занятия по этой методике рекомендуется начинать с возраста 3—4 лет. Упражнения значительно улучшают состояние и усиливают эффект медикаментов. Наблюдается эффект при таких заболеваниях, как астма, пневмония, хронические болезни носоглотки, сахарный диабет, болезни сердца и неврологические заболевания.

За счет активизации кислородного обмена в организме улучшается его состояние в целом.

Упражнения по Стрельниковой выполняются в ритме строевого шага. Для начала нужно освоить три базовых упражнения:

  1. «Ладошки». Ребенок стоит прямо и показывает ладони. Руки до локтя нужно опустить вдоль тела. На вдох — сжать кулаки, будто пытаясь что-то ухватить. Работают только кисти. Нужно сделать четыре резких вдоха через нос. Пусть ребенок сделает вид, что принюхивается. Выдох — произвольный. Это первая серия вдохов. Отдыхаем 3—5 секунд, затем снова повторяем 4 вдоха и выдох. Нужно сделать 24 подхода.
  2. «Погончики». Ребенок встает прямо, опускает руки вдоль тела и сжимает ладошки. На резком вдохе нужно крепко сжать кулачки и представить, что руки что-то толкают от себя к полу. Нужно сделать 8 кратких вдохов, затем отдохнуть. Упражнение повторяется 12 раз.
  3. «Насос». Ребенок встает прямо и опускает руки. Нужно слегка нагнуться вперед и округлить спину. Голова и шея расслаблены. В таком положении делается краткий вдох. На выдохе нужно обратно выпрямиться. Делается 12 подходов по 8 кратких вдохов.

Гимнастика по Стрельниковой состоит из 14 упражнений. Выполнять их сразу не рекомендуется, лучше постепенно вводить по одному упражнению. Заниматься можно не только детям, но и взрослым. Частота занятий — дважды в день.

Даже без явных проблем со здоровьем дыхательная гимнастика будет не лишней для гармоничного развития ребенка. Включайте ее в игры ежедневно, и малыш будет расти здоровым.

Источник: https://Razvivashka.online/fizicheskoe/dyhatelnaya-gimnastika-dlya-detey

Дыхательная гимнастика лечебная и для похудения – комплекс упражнений с видео и противопоказания

Упражнения для дыхательной гимнастики

Научившись правильно дышать, можно начать восстановление организма, избавиться от болезней. Эффективные методики опробованы на практике и одобрены врачами. Стоит освоить их, чтобы ощутить себя здоровым и полным сил, ведь противопоказаний такие упражнения не имеют.

Разработаны разнообразные виды дыхательной гимнастики, созданные для излечения проблем дыхательной, сердечно-сосудистой системы, а также неврологических болезней, улучшения обмена веществ, половых расстройств, и даже сахарного диабета.

Уникальность систем в том, что заниматься гимнастикой может каждый, как, например, по методу Мюллера – от ребенка до взрослого, пожилого человека, только нужно внимательно изучить видеоупражнения, стараясь правильно следовать рекомендациям инструкторов.

Чтобы выбрать походящую технику, необходимо изучить системы дыхательной гимнастики, просмотреть видео на эту тему.

Любая физкультура невозможна без правильного дыхания, движения должны сопровождаться глубокими вдохами, выдохами для лучшего результата. Во время дыхания в организм поступает кислород – в ткани, клетки, и выделяется углекислый газ.

Профессор Николай Агаджанян доказал, что с помощью правильного дыхания можно победить стенокардию, гипертонию.

Известная методика Стрельниковой, разработанная Александрой Николаевной, в прошлом певицей, для восстановления голоса. Гимнастику популяризовал ее ученик доктор Щетинин.

Комплекс предусматривает работу всех частей тела, насыщая кислородом органы и ткани. Выдох при этом очень пассивный, поэтому гимнастика еще называется парадоксальной.

Поклонникам метода удалось победить симптомы астмы, бронхита, фиброза, нормализовать проблемы сердечно-сосудистой системы, ожирение, аллергию, половые патологии.

Метод академика и физиолога, известный как дыхательная гимнастика Бутейко, основан на волевой нормализации или же ликвидации глубокого дыхания.

Как и большинство подобных практик, эта технология лечит бронхо-легочные, сердечно-сосудистые болезни – астму, бронхит, аллергии, ВСД, депрессивные состояния, может давать ощущение притока энергии.

Бесплатные видео помогут научиться делать гимнастику правильно – медленно, плавно, при максимальном мышечном расслаблении.

Изучив влияние методик бодифлекс и оксисайз на организм, создана дыхательная система Марины Корпан.

Молодая девушка, практиковавшая две известные технологии, создала собственную систему занятий, направленных на похудение, нормализацию веса, присутствует и общий оздоровительный эффект.

Отзывы людей, практикующих эту технику, говорят, что им удалось не только похудеть, сформировать отличный пресс, не придерживаясь диет, но лечебное дыхание помогло оздоровить бронхи, легкие.

Китайская

Одной из древнейших методик оздоровления является китайская дыхательная гимнастика цигун. Ее история насчитывает намного больше 7 тысяч лет.

И это не только комплекс дыхательных упражнений, но и полноценная система жизни, которая включает в себя свод духовных, гигиенических, духовных правил.

Применение предписаний не только восстановит здоровье, но и наполнит организм энергией, особенно если выполнять упражнения утром.

Дыхательная гимнастика йогов

Древняя индийская культура славится практикой профилактики болезней, оздоровления организма, известной как дыхательная гимнастика йогов. Научиться управлять своим телом, эмоциями – всему этому научились много столетий назад йоги.

Они считали, что ноздри, как два канала (пингала и ида), по ним движется энергия. В левой ноздре – энергия ида, в правой – пингала.

С помощью системы дыхания йогов можно избавиться от бронхита, астмы, воспалений легких, других хронических болезней, лечение которых врачам сегодня не по силам.

Оксисайз

В отличие от бодифлекса, Оксисайз идеально подходит кормящим матерям, беременным женщинам, людям, страдающим хроническими заболеваниями, которые стремятся похудеть, ее могут выполнять даже школьники. Эта техника не предполагает задержку дыхания, поэтому не имеет противопоказаний. Лечебный эффект гимнастики не уступает бодифлексу, а упражнения для дыхательной системы доступны даже ребенку.

Не стоит изнурять себя тяжелыми занятиями, чтобы избавиться от недостатков фигуры и оздоровиться, простой комплекс упражнений­ принесет большую пользу. Например, простое упражнения Стрельниковой под названием Ладошки выполняются в такой последовательности:

  1. Сделать 4 глубоких и шумных вдоха носом с тихими выдохами через рот. При вдохе руки сжимать в кулаки, при выходе – разжимать.
  2. Сделать паузу после четырех вдохов-выдохов – 3-4 секунды.
  3. Повторить серию из 4 вдохов и выдохов – всего 24 подхода.
  4. Если при выполнении упражнения появится легкое головокружение, то паузу нужно продлить до 10 секунд.

Для тех, у кого проблемы с легкими, астматикам, страдающим кашлем, идеально подойдет гимнастика Кофлера-Лобановой-Лукьяновой. Это трехфазное дыхание, которое начинается с выдоха.

Стоит учесть, что воздух выходит из легких только наполовину, потом дыхание следует замедлить пока не захочется вдохнуть. Вдох выполняется через нос, при этом между вдохом и выдохом паузу не следует допускать.

урок описывает следующие действия:

  1. Встать ровно, распрямив плечи.
  2. Выполнить выдох, плавно произнося звук «пфф», задержать дыхание, выполнить вдох через нос.
  3. Сделать выдох с звуком «ссс», раздвинув губы в полуулыбку, после задержки сделать носовой вдох.
  4. Снова вдох со звуком «жжж» – губы растянуты, а губы сжаты, грудная клетка вибрирует. Выполнить после задержки носовой вдох.
  5. Повторить упражнение со звуком «пфф».
  6. Заключительное упражнение – выдох со звуком «ззз», задержка и вдох через нос.

После пневмонии

ЛФК при воспалении легких предполагает специальные тренировки и дыхательные упражнения при пневмонии. Они призваны восстановить жизненные силы, вывести мокроту из легких и полезные как взрослому, так и ребенку. При пневмонии рекомендуется комплекс следующих упражнений:

  1. Сидя на стуле делать 8-10 неглубоких выдохов и вдохов. После этого вдохи и выдохи сопровождают разведением рук ( 5-6 раз). Перейти на ходьбу на месте с произвольным дыханием.
  2. Стать ровно, развести плечи, медленно походить с произвольным дыханием 2-3 минуты. Поднять руки и сделать поворот в сторону, глубоко вдохнув, выпрямиться, выдохнуть (5-6 раз). Потом стать ровно, на вдох нагнуться вперед, стараясь достать левой рукой носок правой ноги, выпрямиться на выдохе. Нагнуться к носку левой ноги. Повторить по 4 раза.
  3. Сидя на стуле поднимать и опускать руки, расслабляя их, дыхание поверхностное. Повторить 8 раз. Дальше выполнять это же упражнение, сжимая руки в кулаки, и сжимая пальцы ног, замедляя дыхание.

При бронхите

При болезни бронхов диагностируется отек слизистой оболочки, сильная выработка мокроты. Специальная гимнастика для легких при бронхите помогает при обструктивном заболевании, вызывает отхождение мокроты, она полезна и при хронической болезни.

Предпочтительные утренние упражнения на дыхание, что дает большую пользу. Особенно популярно упражнение «насос», при котором 16 вдохов через нос чередуются с 16 выдохами через рот без остановки. После перерыва несколько секунд повторить.

Хорошо помогает при пневмонии, бронхитах, астме использование аппарата Фролова.

При астме

Если человек страдает приступами удушья, ему назначают медикаментозное лечение, но на помощь приходит и дыхательная гимнастика для астматиков. Показание для ее применения – в состоянии спокойствия, когда болезнь не обострена.

Специалисты советуют разные методы, например, гимнастика Стрельниковой позволяет укрепить дыхательную мускулатуру, очистить бронхи и легкие, предупредить приступ.

Технология Бутейко тренирует дыхательный процесс, расслабленная диафрагма на 50% лучше справиться с инфекциями и астмой.

На основе методик бодифлекс и оксисайз создана дыхательная зарядка для похудения. Выполняются разные несложные упражнения, в основе которых – правильное дыхание. Человек дышит рефлекторно, не задумываясь, верхней частью легких.

Для похудения стоит освоить диафрагменное дыхание. При вдохе живот наполнить воздухом и округлить, а на выдохе, резко выпуская воздух, живот нужно максимально подтянуть.

Делать вдох и выдох нужно плавно и без напряжения, выполняя самые простые упражнения для всех групп мышц.

Гимнастика Стрельниковой – видео

Источник: https://sovets.net/9885-dyihatelnaya-gimnastika.html

Дыхательные упражнения: глубокое и полное дыхание

Упражнения для дыхательной гимнастики

Техника дыхания в различных асанах йоги – один из главных критерий выполнения позы. Потому что правильное поступления кислорода в организм участвует в контроле работ всех систем. В этой статье находится полное объяснена важности дыхания, а также дыхательные упражнения для постановки правильного дыхания и оздоровления организма.

Вред неправильного дыхания

В обыденной жизни нетренированный человек не использует весь объём своих лёгких.  Дыхание становится прерывистом и учащённым из-за этого нарушается метаболизм кислорода в крови.

Дыхание не задерживается, а значит в клетках организма и крови не успевает накапливаться углекислый газ.

Недостаточная концентрация углекислого газа затрудняет синтез аминокислот, отрицательно воздействует на нервную систему, сокращение сосудов, отклик дыхательного центра.

Организм человека остро реагирует на недостаток оксида углерода, активизируя защитную систему. Возрастает риск появления заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной системы. Самым распространённым последствием неправильного дыхания является бессонница.

Нормализация работы дыхательной системы

Из написанного выше стало ясно, для дыхания необходим углекислый газ. Для того, чтобы в крови всегда было достаточно данного вещества нужно придерживаться определённого стиля жизни.

Выполнять упражнения дыхательной гимнастики, чаще гулять, практиковать различные водные процедуры и голодание, иногда спать на животе.

Научиться правильно дышать помогут различные техники, с которыми можно ознакомится ниже.

Польза дыхательной гимнастики

  • Дыхательные упражнения сопровождает вибрация, оказывающая массажные действия на внутренние органы. Такой эффект помогает омолодить внутренние ткани и запустить сжигания висцерального жира.
  • Неоценима польза дыхательных упражнений для центральной нервной системы. Вместо напряжения после выполненные комплекса гимнастики человек ощущает прилив бодрости, увеличивается умственная работоспособность и сила концентрации внимания.
  • Лучший косметолог – это кровь, наполненная кислородам. Выполняя дыхательную гимнастику ежедневно, за счёт ускорения кровообращение кожа становиться упругой и матовой.
  • Благодаря упражнениям органы дыхательной системы начинают работать стабильно.
  • Возможность контролировать симпатическую нервную систему. Это вид нервной системы активен, когда человек находится в стрессовом состоянии. Пока под силу человеку контролировать лишь два органа этой системы – моргание и дыхание. Постигнув при помощи упражнений силу контроля над симпатической системой, человек откроет для себе порталы, по которым он сможет отправлять сигналы в мозг и тем сам контролировать здоровье души и тела.

Пять общих правил выполнения дыхательной гимнастки

Перед тем, как приступить к нормализации дыхательных процесс, нужно тщательно подготовиться. Основное – это выбрать наиболее подходящие технику, изучить и запомнить эти пять правил.

  1. Тренировки проходят в одежде, не сковывающей движения. На улице или проветриваемом помещение.
  2. Полная концентрация на упражнении, техника дыхания строго соблюдается.
  3. Дышать медленно при помощи грудной клетки, так в организм поступит больше кислорода.
  4. На начальном этапе выполнять лёгкие упражнения, нагрузки увеличивать постепенно.
  5. Во время выполнения гимнастики будьте максимально расслаблены. Опирайтесь только на свои ощущения, если чувствуете боль или нежелание выполнять упражнения, закончите тренировку.

Такие нехитрые правила могут провести тренировку дыхательной системы наиболее эффективно.

Для жителей восточных стран ежедневная практика дыхательной гимнастики – обыденный ритуал сохранений красоты и здоровья. Именно из этих стран пришли различные техники работы над постановкой дыхания.

Каждая техника имеет свои метод оздоровления организма. Многие практики основываются на осознанной медитации с контролем дыхания.

Техники глубокого дыхания пробуждают парасимпатическую нервную систему, поддерживающею организм человека в состояние покоя. Активировать и улучшить работу внутренних органов помогает практика йогов, основывающаяся на поверхностном дыхании.

Далее предлагаем познакомится с различными техниками, которые можно использовать при разных потребностях организма и души.

Главный действующей орган – мышцы диафрагмы. Воздух наполняет полностью все лёгкие. Благодаря этому весь организм снабжён кислородом. Снижается артериальное давление и количество сердечных сокращений, при выполнении этой техники очень надувается живот. Из-за этого многие не воспринимают эту технику, как рабочую, потому что сейчас в моде плоский живот.

Особенно противятся глубокому дыханию женщины. Хотя им такой метод нормализации дыхания показан, потому что они постоянно держат мышцы живота в напряжении, чтобы он казался более подтянутым. Постоянно сокращение мышц брюшной полости приводит к синдрому нервного тика в животе. Последние тика: постоянное напряжение, оказывающие давление на всю нервную систему.

Техника выполнения:

  1. Исходное положение: позвоночник выпрямлен, голова прямая, рот закрытый, руки расположены на коленях. Отлично подойдёт поза «лотос». Вдыхать воздух через рот, чуть сжимая мацы глотки, напоминая работу насоса. Начинающем будет проще вдыхать на счёт 4. Вдох будет правильный, если слышан звук похожий на работы насоса. Грудь и плечи остаются неподвижными, в работу включены только рёбра, они слегка раздвигаются.
  2. После паузы в 1-2 секунды, начинается плавный выдох при помощи рёбер. Плечи и грудь по-прежнему неподвижны. Заканчивая выдыхать воздух, втянуть живот, чтобы вытолкнуть весь воздух. Повторить 10-15 раз.

В работу включается вся дыхательная система. Вдох делается полной грудью. Воздух заполняет лёгкие полностью, проходя через все органы дыхательной системы. Такой тип дыхания успокаивает, тормозит темп выброса кортизола в кровь.

Техника выполнения:

  1. Расположить руку на животе, другую на груди. Дыханием поднимать руку, расположенную на груди, другая – остаётся неподвижной. Задержать воздух на 5-10 сек. Выдох через рот.
  2. На этом этапе дыхание должно поднимать руку, находящеюся на животе. Грудь обездвижена. Повторить 3-5 раз.
  3. Чередовать методы дыхания из пункта 1 и 2.
  4. Одновременное глубокое дыхание с использованием обоих видов вдохов. Вдох и выдох занимают равный промежуток времени с небольшими паузами.

Полное и глубокое дыхание – две базовые техники на которых основываются более узкие практики йоги и правильного дыхания.

Гимнастика Стрельниковой

Метод Стрельниковой запатентован и подтверждён как лечебный. Так как Александра Николаевна была певицей её программа в большей степени направлена на восстановление голоса, но несмотря на это, метод зарекомендовал себя в корректировки многих болезней: ОРВИ, головные боли, гипертония, сахарный диабет, хронические заболевания ротоглотки и лёгких, нарушение носового дыхания, сутулость.

Метод работает на совиное вентиляции лёгких. При вдохе грудная клетка находится не в естественном для неё расширенным положение, а в сжатом. Быстрый вдох и медленный выдох позволяет воздуху проносится по лёгким, как поршень вентилятора.

Правила гимнастики Стрельниковой

  • Главное требование: тренировки должны проходить на свежем воздухе.
  • Техника дыхания: энергичный вдох носом, выдох пассивный через полуоткрытый рот.
  • Начинать с первых трёх упражнений, выполнять комплекс утром и вечером до 19:00.
  • Каждый день прибавлять по одному упражнению из комплекса, пока их не будет 11.
  • На начальном этапе между упражнениями допустим перерыв в 10-15 секс. Когда количество упражнений достигнет 11 перерыв составляет 3-5 сек.
  • Продолжительность тренировок – вся жизнь.
  • Тренировки не являются заменой традиционного лечения.

Комплекс упражнений эффективнее изучать по видео.

Метод Бутейко

Советский учёный К. П. Бутейко считал, что причина болезней дыхательных путей в гипервентиляции лёгких. Доказал он своё утверждения сравнением объёма легких. Лёгкие здорового человека вмешают в себя 5 литров воздуха, а страдающей бронхиальной астмой вдыхает 10-15 л.

Метод Бутейко основан на поверхностном дыхании. Как говорил сам учёный: «нормального дыхания не видно и не слышно.»

Техника дыхания: медленный вдох в течение 2-3 сек, выдох полный в течение 3-4 сек. Частота дыхания: 6-8 вдохов-выдохов за минуту. Между дыханием обязательная паузы 3-4 сек.

Бодифлекс

Противоречивая методика похудения. Основывается на дыхание и растяжки мышцы. Единственное преимущество – отсутствие возрастных ограничений. Как утверждает основатель бодифлекса, насыщая организм кислородом при помощи пятиэтапного дыхания, начинает гореть жир, растяжка в это время поможет мышцам оставаться упругими, несмотря на потерю веса.

Пятиэтапное дыхание

Исходное положение: представить, будто нужно сесть на стул.

Техника выполнения:

  1. Через губы, сжатые трубочкой, выпускается весь воздух из легких до конца.
  2. Шумный вдох носом до полного наполнения лёгких.
  3. Поднять голову на 45 градусов, шевелить в это время губами, будто нужно размазать помаду, выдохнуть воздух через диафрагму со звуком «пах».
  4. Пауза. 8-10 сек выполняется упражнений вакуум.
  5. Расслабление.

Данная техника противопоказана людям с заболеваниями ЖКТ.

Система Мюллера

Разработана Датским гимнастом. Основана на ритмичном и глубоком дыхании без пауз и задержки воздуха. Данная система направленная на оздоровление кожи, создание крепкого мышечного корсета и увеличение выносливости.

Дышать нужно грудной клеткой через нос. Начинать с базового уровня.

Очищающие дыхание

Данную методику можно отнести к йоге. Йоги используют этот метод как настройку дыхательного аппарата перед медитацией или выполнением асан. Очищающие дыхание отличный вариант для утренней гимнастики, так как делать можно сразу после пробуждения.

Исходное положение: тело выпрямлено и расслаблено, расположено стоя, лёжа, сидя.

Первая техника дыхания: вдох через нос насчёт 2, надувая живот, насчёт четыре выдоха через тонкую щёлочку в губах, живот подтягивается к позвоночнику.

Вторая техника дыхания: вдох носом, резки выдох ртом, так чтобы живот ушёл под рёбра на пять секунд.

Дыхание «Здоровье»

Метод для людей, у которых крайне мало времени. Занимает всего 4 минуты в день. Дышать нужно в положении лёжа, 2 мин утром и 2 вечером.

Техника дыхания: на 2 счёта вдох через нос, затем задержка дыхания на 8 сек, медленный выдох в течение 4 сек через нос.

Дыхание «Здоровье» выполняет по схеме: 1 (вдох)- 4(задержка дыхания) -2 (выдох).

Противопоказания для дыхательной гимнастки

Как бы не была велика польза от нормализации дыхания и упражнений. Для некоторых людей такой вид физической активности под запертом. В зоне риска находятся люди в послеоперационном периоде, болеющие тяжёлой гипертонией или глаукомой, перенёсшие инфракт, имеющие сердечные и эндокринные патологии.

В любом случае, если человек хочет использовать гимнастику для облегчения течения какой-либо болезни, консультация врача обязательна.

Источник: http://yoga24.info/pranayama/dyhatelnye-uprazhneniya-obzor-tehnik-dyhatelnoi-gimnastiki.html

» Упражнения дыхательной гимнастики для дошколят

Упражнения для дыхательной гимнастики

Факт, что сегодня значительно увеличилось число дошкольников, страдающими разными отклонениями состояния здоровья. Немало детей отстаёт в физическом и умственном развитии, часто заболевает инфекционно-вирусными заболеваниями и пр. По данным статистики, в настоящее время часто болеющим является каждый пятый ребёнок.

Часто болеют — сталкиваются со сложностями в своевременном усвоении знаний. Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей — дыхательная гимнастика для дошкольников.

О том, каких видов она бывает, каковы показания к её проведению, как правильно её проводить с детьми разного дошкольного возраста, читайте в нашем материале.

Дыхательная гимнастика для детей, особенно маленьких, представляет собой комплекс из простых весёлых упражнений

Известно несколько действенных комплексов дыхательных упражнений:

  • гимнастика по А. Н. Стрельниковой
  • гимнастика по К. П. Бутейко
  • гимнастика из хатха-йоги
  • и др.

Основу этих гимнастические комплексов составляют упражнения, компонентами которых являются:

  • глубокое дыхание
  • искусственное затруднение дыхания
  • задержка дыхания
  • замедление дыхания
  • поверхностное дыхание.

Дыхательные упражнения бывают:

  • статическими (которые выполняются в состоянии покоя)
  • динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)
  • специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).

Для детей, особенно маленьких, на этой основе созданы специальные комплексы, состоящие из простых (а иногда и очень занятных) упражнений.

Цель и значение дыхательной гимнастики

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма

Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья. Значение такой гимнастикидля общего физического развития дошколят велико, ведь:

  • упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка
  • упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой
  • правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья
  • дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.

«А знаете ли вы, что медленный выдох поможет ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса».

Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, дошкольникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой.

У детей, страдающими заболеваниями органов дыхания, выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений.

В этом случае дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому).

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.

Основа гимнастики — носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

Показания и правила проведения занятий

Дыхательные упражнения могут проводиться как дома, так и в детском саду

Дыхательные упражнения подходят для всех возрастных групп дошкольников. Они могут проводиться как дома, так и в детском саду: во время утренней гимнастики или на прогулке.

«Совет. Выполнение дыхательной гимнастики противопоказано немногим, однако лучше проконсультироваться с врачом, какие конкретно упражнения подойдут вашему ребёнку».

Вначале дыхательные упражнения покажутся детям непростыми, поэтому взрослым необходимо помочь ребятишкам их освоить, обратив скучные движения в весёлую игру.

Одна из основных задач — научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая — освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.

Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.

Как проводить гимнастику с дошкольником

  1. Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.
  2. Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.
  3. Чтобы детям было интересно, упражнения можно называть по-детски, забавно (ниже вы увидите примеры).

  4. Можно выдумывать свои упражнения, модифицировав стандартные.
  5. Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.
  6. Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе.
  7. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.

  8. Заниматься нужно в лёгкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 Сº.
  9. Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса.
  10. Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.

«Совет.

Если родителям важно приучить ребёнка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним».

Если родителям важно приучить ребёнка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним

Техника выполнения упражнений

Дыхательную гимнастику могут проводить педагог, инструктор, воспитатель или медицинский работник ДОУ. Освоить её могут и родители.

В основе методики проведения занятийдыхательной гимнастики для дошкольников — специальные статические и динамические дыхательные упражнения.

А в основе самих дыхательных упражнений лежит упражнение с удлинённым и усиленным выдохом, сочетаемое с физическими упражнениями, которые направлены на общее укрепление организма и физическое развитие ребёнка.

Этого можно достичь, произнося в момент отрабатывания упражнений гласные звуки (а-а-а, о-о-о, у-у-у), шипящие согласные (ж, ш) и сочетания звуков (ах, ха, фу, ух,). Всё это лучше делать именно в игровой форме, например: жужжит пчёлка, гудит самолёт, едет поезд и т. д.).

2-4 года

Упражнение «Воздушный шарик». Пусть ребёнок ляжет на спину на коврик и положит руки на живот. Он должен вообразить, что у него вместо живота воздушный шар.

Этот шарик-животик нужно медленно надувать на вдохе (через нос), задерживать на мгновение дыхание, и потом сдувать, медленно выдыхая воздух через рот.

Для образности можно положить на живот ребёнка небольшую мягкую игрушку и понаблюдать, как она поднимается и опускается.

Упражнение «Водолаз». Пусть ребёнок представит, что он в море и ныряет под воду. Чтобы продержаться под водой, нужно глубоко вдохнуть и постараться как можно длительнее задержать дыхание.

5-7 лет

Упражнение «Розочка и одуванчик». Исходное положение — стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аромат розочки, а потом «дует на одуванчик», максимально выдыхая ртом воздух.

Попробуйте с ребёнком упражнение «Розочка и одуванчик»

Упражнение «Хомячок». Попросите малыша изобразить хомячка: надуть щёки и походить с там видом. Потом нужно хлопнуть себя по щёчкам, выпустив воздух. А потом надо сделать ещё несколько шагов, подышав при этом носом, как бы вынюхивая новую еду для следующего наполнения щёчек.

Упражнение «Дракон». Предложите ребёнку представить себя драконом, дышащим поочерёдно через каждую ноздрю. Первую ноздрю ребёнок пусть зажмёт пальцем, а другой — глубоко будет вдыхать и выдыхать воздух.

Упражнение «Брось мяч». Исходное положение — стоя, руки подняты вверх и держат мяч. Предложите ребёнку вдохнуть, после чего на выдохе бросить мяч вперёд от груди, при этом произнеся долгое «у-х-х».

Каждое упражнение нужно выполнить приблизительно 4-6 раз.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой

Метод Стрельниковой был запатентован в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика, так и специальная — для лечения астматиков.

Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается (из-за наклонов, поворотов и обхватывания рёбер руками), а не расширяется.

Базовый комплекс этой гимнастики состоит из 14 упражнений и состоит из физических и дыхательных упражнений.

Основные правила:

  1. Максимум эмоций на вдохе.
  2. Одновременность движений и вдохов.
  3. Вдохи повторяются так, будто накачивается камера или надувается воздушный шар. Пауза между вдохами — 2-3 секунды, а между выдохами — чуть больше.
  4. Количество вдохов подряд для каждого ребёнка определяется индивидуально.

Начинать осваивать с детьми эту гимнастику нужно с трёх основных упражнений:

  1. «Ладошки». Стойка прямо, руки до локтя опущены вдоль тела. Работают только кисти рук. Во время вдоха — ладошки сжать в кулаки. Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию). Выдох — произвольно (носом, ртом). Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.
  2. «Погончики». Стойка прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулаки. На вдохе кулаки резко разжать. Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия). Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.
  3. «Насос». Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках. Вдох — во второй части наклона. После окончания наклона вдох закончить. Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично. На выдохе — выпрямиться. 1 серия — 8 вдохов. Всего выполнить 12 серий.

Игры и упражнения для дыхания в стихах

Дыхательная гимнастика в стихах принесёт дошкольникам и удовольствие, и пользу. Попробуйте сделать с ребёнком такой комплекс упражнений:

Гуси высоко летят.

На детей они глядят.

1 — руки поднять в стороны — вдох

2 — руки опустить вниз, издав звук «г-у-у-у» -выдох

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

1 — поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом

2 — поворот головы влево — выдох через слегка открытые губы.

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет.

1 — правая рука вверх, левая рука в сторону — вдох через нос

2 — левая рука вверх, правая рука в сторону — выдох + звук «р-р-р»

Влево, вправо, влево, вправо,

А затем начнём сначала.

Руки на поясе — вдох

1 — наклон вправо — выдох

2 — руки на поясе — вдох

3 — наклон влево — выдох

4 — руки на поясе — вдох

Выдох со звуком «т-у-у-х».

Дыхательные упражнения способствуют укреплению здоровья ребёнка

Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки — отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья дошкольников, что обеспечит правильное их развитие.

Источник: https://paidagogos.com/uprazhneniya-dyihatelnoy-gimnastiki-dlya-doshkolyat.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.